Профессия учитель физкультуры

Описание профессии

На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:

  • общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
  • гармоничное развитие психических и физических качеств;
  • обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
  • повышение работоспособности детей.

Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:

  • легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания);
  • гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика);
  • командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол);
  • лыжный спорт.

Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.

Учебные заведения

Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:

  • Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
  • Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
  • Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
  • Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.

Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:

  • Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. В составе вуза функционирует Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина. Здесь учат физруков для работы в школе, в том числе со второй специальностью «безопасность жизнедеятельности». Есть программы магистратуры, связанные с изучением здоровьесберегающих технологий.
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. На факультете физкультуры и спорта можно получить кроме основного педагогического образование по профилям «спортивная подготовка» и «физическая реабилитация». Продолжительность очного курса 4 года, заочного – 5 лет. С дипломом СПО нужно учиться 3,5 года, а после окончания местного училища олимпийского резерва – всего 2 года и 7 месяцев.
  • Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар). На факультете адаптивной и оздоровительной физической культуры можно получить диплом по работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также по системам реабилитации. На факультете физкультуры студенты могут освоить тренерскую или педагогическую специальность.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена имеет в своей структуре Институт физкультуры и спорта. Здесь есть педагогический профиль, при обучении на котором выпускник получает специальность «Физкультурное образование», после чего может работать в общеобразовательных школах.
  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского учит физруков в своем Институте физкультуры и спорта. Выпускники этого вуза могут преподавать в школах, внешкольных учреждениях, а также ДЮСШ или спортклубах.

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.

Профессиональные и личные качества

Мастерство учителя определяется не только имеющимися профессиональными достижениями, но и личностными качествами. Навыки коммуникации с детьми приводя к быстрому освоению программы.

Можно выделить следующие профессионально значимые качества личности:

  • мировоззрение;
  • педагогические способности;
  • положительное отношение к работе;
  • профессиональные умения, знания и навыки;
  • внедрение новых разработок и методик;
  • общая эрудиция;
  • применение психологических навыков;
  • широкий кругозор;
  • педагогическое мастерство;
  • увлеченность собственной работой;
  • педагогический такт;
  • ораторское искусство;
  • навыки коммуникации.

Среди самых важных качеств преподавателя можно выделить умение работать с детьми и налаживать с ними хороший контакт. Здесь требуется интуиция, внимательность, умение контролировать одновременно несколько процессов. К положительным моментам можно выделить психологическую и физическую выносливость, ведь в течение дня приходится контактировать с детьми разного возраста и уровня подготовки.

Только при обладании нужными личностными качествами можно стать хорошим преподавателем. После освоения профессии можно поступить на работу в частной или государственной школе.

История профессии

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой

В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.

Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования.

Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах

Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки

В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.

Обучение

Профессию учитель физкультуры можно получить как в высших, так и в средне-специальных учебных заведениях – институтах физической культуры, педагогических университетах и колледжах, училищах олимпийского резерва. Помимо специальности «Физическое воспитание», существуют такие направления, как «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Адаптационная физкультура», «Физкультурно-оздоровительная работа» и много других.

Срок обучения в ССУЗе на базе 9 классов обычно составляет 3 года 10 месяцев, на базе 11 классов – 2 года 10 месяцев, в ВУЗе – от 4 до 6 лет в зависимости от формы обучения (очная, вечерняя или заочная) и системы образования (бакалавриат или специалитет). Для поступления в ССУЗы достаточно сдать нормативы по физподготовке, которые принимают непосредственно в образовательном учреждении, и пройти конкурс аттестатов. Поступающие в ВУЗы должны иметь на руках результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии и успешно сдать экзамен по физкультуре.

Многие высшие учебные заведения дают возможность получить диплом преподавателя физической культуры в сочетании с какой-либо другой специальностью. Это значительно расширяет возможности педагога и позволяет работать на 2 ставки, занимаясь преподаванием сразу двух предметов. Выпускники, окончившие обучение и получившие диплом бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре. Это позволит углубить им приобретённые знания и заняться научной работой по выбранной специальности.

Что касается заработной платы, то в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, она достигает 40-60 тысяч рублей и зависит от уровня квалификации, стажа, дополнительных часов и классного руководства. В районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях зарплата физрука составляет порядка 70 тысяч рублей, в небольших городах и районных центрах Центральной России учитель получает от 15 до 20 тысяч рублей. Для дополнительного заработка физруки нередко подрабатывают в фитнес-центрах, тренажёрных залах и санаториях, а также ведут секции в детских развивающих центрах и плавательных бассейнах.

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя отличается рядом положительных моментов:

  • регулярная оплата труда без задержек выплат;
  • наличие полного социального пакета и пенсионного обучения в будущем;
  • продолжительный отпуск, который приходится только на летнее время;
  • интересная работа с детьми разного возраста;
  • возможность проводить занятия на свежем воздухе;
  • поддержание физической формы и общего развития тела;
  • возможность работы по совместительству в фитнес-центре или спортивной школе.

Как и в любой профессии, профессия отличается недостатками. В первую очередь это высокая ответственность за здоровье и жизнь детей

Это особенно актуально, так как придется со вниманием относиться к каждому ребенку в большой группе. Также в государственном учреждении будет не слишком высокая заработная плата, хотя с приобретением опыта можно устроиться на работу в частное детское учреждения

Зарплата на Западе

В США очень много внимания уделяется именно спортивным успехам школьников. Как правило, в каждой государственной школе есть не только спортзал, но и стадион или хотя бы собственная баскетбольная площадка или теннисный корт. В некоторых школах есть и собственные бассейны. У школьника есть возможность выбрать, каким именно видом спорта он хочет заниматься. От учителя физкультуры в США требуется не только педагогическое образование. Чтобы устроиться на работу, он должен иметь тренерский сертификат и еще сертификат, подтверждающий, что он может оказывать первую помощь. При этом средний уровень зарплаты учителя физкультуры составляет порядка 45-48 тысяч долларов в год, хотя в некоторых штатах он выше. Например, на Аляске учитель может зарабатывать до 80 тысяч долларов.

В Германии зарплата опытного преподавателя физкультуры, имеющего тренерский сертификат, может составлять до 4500-4700 евро, но в среднем по стране она ниже – до 4000 евро.

Приобретаемые навыки

Молодой специалист становится достаточно компетентен для выполнения таких профессиональных задач:

  • организация занятий по физкультуре с детьми разного возраста;
  • разработка программ занятий и учебных планов;
  • организация внеклассных работ спортивного плана;
  • оценка физической формы ученика;
  • выбор оптимальных средств и методов развития физических возможностей;
  • профилактические меры по предупреждению травм;
  • оказание доврачебной помощи;
  • формирование мотивационных посылов у детей и представителей молодежи;
  • тренировки по разным видам спорта;
  • разработка программ оздоровительного направления;
  • организация массовых мероприятий и тренировок;
  • обеспечение безопасности на занятиях;
  • составление отчетов и финансовых документов;
  • исследовательская деятельность в сфере физкультуры и спорта.

Сколько получают

Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15–25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15–20 тысяч рублей.

Экзамены при получении аккредитации?

В первую очередь нужно получить профильное образование. Специальность физическая культура предполагает получение знаний не только по профессии, но и прохождение курсов по воспитательной работе.

Точный перечень зачетов зависит от места проживания и планируемого места работы будущего преподавателя и дальнейшего трудоустройства. Зачастую профильными экзаменами являются:

  • профильная подготовка по физической культуре;
  • базовые данные по биологии и физиологии;
  • грамотное обращение русским языком.

Особое внимание следует уделять физической культуре, как профильному предмету. Ее в обязательном порядке сдают в виде программной экзаменационной дисциплины

Это значит, что для поступления на специальность учителя физкультуры нужно не только предоставить результаты ЕГЭ, но и пройти дополнительное испытание. Главная цель – выявить у абитуриента физические возможности. Среди обязательных испытаний можно выделить приседания, отжимания и подтягивания.

Стоит обратить внимание! В центрах подготовки https://ooo-ado.ru/stm_lms_course_category/perepodgotovka-po-fizicheskoy-kulture/ и высших учебных заведениях будущему специалисту, отдельно предстоит прохождение теории и сдача экзаменов по нормативу профилирующей дисциплины. В зависимости от выбранной кафедры, должны быть засчитаны личные нормативы, для получения аттестата

Учитель физической культуры – сложная специальность, которая требует глубокого погружения в предмет, обладания расширенными компетенциями. Преподаватель должен иметь личные навыки в разных видах спорта, должен отличаться развитым физически телом, владеть педагогическими знаниями. Немаловажный фактор заключается в нахождении глубокого контакта с учениками младших классов и подростками.

Особенности специальности

Преподаватель физической культуры в школе или колледже – это пример развития и роста организма, преодоления трудностей. Он должен составлять программу обучения в зависимости от состояния учеников, для некоторых делается индивидуальный график посещения и упражнений. Нужно не навредить здоровью, помочь укрепить и сформировать физические навыки в ребенке.

Профессия учитель физкультуры в учебном заведении это:

• Анализ физического состояния учеников, разработка учебной программы на основе этих факторов.

• Применение современных методов физического воспитания, равномерное распределение нагрузки.

• Ведение внеклассных занятий – кружки, секции.

• Контроль за оснащением спортзала, составление списков требуемого оборудования и инвентаря.

Последний пункт важен для организации учебного процесса. Профессия учитель физкультуры – это умение сочетать физические нагрузки с упражнениями со снарядами и спортивной оснасткой. У детей вырабатывается желание заниматься спортом, начинается самостоятельное развитие.

История профессии

Своими корнями профессия уходит во времена Древней Греции, когда среди юношей культивировались сила, ловкость и выносливость, а в обществе уделялось огромное внимание военно-спортивным дисциплинам. В комплекс упражнений для молодых людей входили кулачные бои, гонки на колесницах, прыжки в высоту и бег на длинные и короткие дистанции

В современном виде физическая культура стала официально преподаваться с середины XIX века, когда в школах Великобритании был официально введён урок гимнастики. Огромный вклад в развитие профессии внёс Пётр Францевич Лесгафт – выдающийся российский педагог, анатом, антрополог и биолог. Разработанная им в конце XIX столетия научная система физического воспитания широко известна специалистам и не потеряла своей актуальности по сей день.

С начала XX столетия профессия преподавателя физической культуры была особенно популярна в странах с тоталитарным режимом, таких как СССР, Италия и Германия. Это было обусловлено необходимостью подготовки большого количества потенциальных солдат, готовых в любой момент пополнить армейские ряды. В СССР был разработан и внедрён комплекс физических упражнений ГТО, который быстро завоевал популярность среди советских людей, а выполнение его норм считалось предметом гордости. В период с 1931 по 1941 годы более 6 000 000 человек выполнили норматив первой ступени и более 100 000 человек стали обладателями значка второй ступени.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия, во всех средних школах Советского Союза была введена должность педагога по физическому воспитанию, а образовательные программы были пополнены двумя часами физкультуры в неделю.

Должностные обязанности

Учитель физкультуры проводит занятия в соответствии с образовательными стандартами и медицинскими нормами. Цели этих занятий:

  1. Гармоничное физическое развитие с учетом возраста учеников,
  2. Знакомство учеников с разными видами спорта – легкой атлетикой (это, например, бег на разные дистанции), гимнастикой, командными играми вроде футбола и баскетбола. В регионах, где условия позволяют, это может быть и лыжный спорт,
  3. Мотивация к занятиям отдельными видами спорта,
  4. Выработка умения работать в команде,
  5. Общее укрепление организма, повышение его сопротивляемости заболеваниям,
  6. Обеспечение физической активности для повышения работоспособности учеников.

При этом занятия, как правило, проводятся в группе, но учитель физкультуры может дополнительно вести отдельные секции. Также он должен заниматься просветительской работой – например, проводить в школе дни здоровья. Кроме того, «физкультурник» может участвовать в организации школьных спортивных состязаний или праздников.

Уроки такой педагог должен организовывать таким образом, чтобы учитывались возможности всех учеников, в том числе и тех детей, у которых есть определенные медицинские ограничения для тех или иных видов деятельности (например, при проблемах с позвоночником физическая активность необходима, но пробежки противопоказаны).

Очень важно, чтобы учитель физкультуры внимательно относился ко всем своим ученикам, поскольку зачастую именно такой педагог первым может разглядеть в ребенке талант к тому или иному виду спорта. Точно так же, как и другим педагогам, учителю физкультуры приходится планировать учебный процесс, составлять в бумажном виде планы и отчеты, заполнять электронный и бумажный журнал

Также в обязанности этого педагога входит проверка исправности спортивного инвентаря. В случае поломки такого оборудования, в зависимости от масштаба неисправности, он должен либо самостоятельно заниматься его ремонтом, либо информировать о возникшей проблеме руководство школы

Точно так же, как и другим педагогам, учителю физкультуры приходится планировать учебный процесс, составлять в бумажном виде планы и отчеты, заполнять электронный и бумажный журнал. Также в обязанности этого педагога входит проверка исправности спортивного инвентаря. В случае поломки такого оборудования, в зависимости от масштаба неисправности, он должен либо самостоятельно заниматься его ремонтом, либо информировать о возникшей проблеме руководство школы.

Теоретически учитель физкультуры имеет возможность даже сделать научную карьеру. Он может на основе своего педагогического опыта защитить диссертацию о системах спортивной подготовки.

Преимущества обучения в магистратуре

Чтобы иметь стабильную и высокооплачиваемую работу, есть смысл поступить в магистратуру. Здесь глубже осваивают знания, которые помогут впоследствии заниматься разными видами деятельности: проектной и организационной, педагогической и управленческой, исследовательской и просветительской.

Для будущего выпускника весомую роль играет практика. Он может развивать собственные физические возможности с тем, чтобы впоследствии в практической деятельности учитывать психофизическое состояние конкретного человека. Магистерская программа отвечает не только отечественным, но и международным стандартам и нормам. Поэтому специалист приобретает особый вес: он может стать тренером мирового масштаба, например, тренируя отечественную сборную.

Должностные обязанности

Как и любой педагог, учитель физической культуры имеет ряд должностных обязанностей, с которыми его знакомят при поступлении на работу.

Первое и самое важное условие работы в школе – это чёткое знание методики преподавания предмета и полное принятие всех требований министерства образования и администрации учебного заведения.

Учитель обязан уметь составлять учебные планы на урок, четверть и учебный год и предоставлять их руководящему звену для проверки и утверждения.

Педагог обязан соблюдать правила техники безопасности на уроке, разъяснять их ученикам и следить за их исполнением, обеспечивая тем самым сохранение жизни и здоровья учащихся.

Преподаватель должен реально оценивать самочувствие и возможности каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его физиологических, возрастных и психологических особенностей.

Учитель обязан вести учебную документацию, заполнять журнал, в том числе и электронный, и своевременно выставлять в нём оценки.

Физрук должен принимать участие в планёрках, совещаниях и педсоветах, посещать родительские собрания и проводить плановые и внеплановые учебно-спортивные мероприятия.

Педагог обязан самостоятельно выбирать учебно-методическую литературу, необходимую для проведения урочной и внеурочной деятельности и соответствующую требованиям ФГОС.

Учитель должен осуществлять регулярный контроль знаний, умений и навыков учеников, оценивать их согласно принятым стандартам.

Физрук обязан следить за исправностью оборудования спортзала и спортивного инвентаря и при необходимости своевременно подавать заявку на приобретение нового. Занятия с детьми на сломанных или повреждённых снарядах категорически запрещены.

При выполнении сложных гимнастических упражнений на турнике, коне, перекладине или брусьях, педагог обязан страховать каждого ребёнка, независимо от его физической формы и способностей.

Учитель обязан распознавать спортивные таланты и способности у учащихся, мотивировать их на более серьёзные занятия в специализированных школах олимпийского резерва.

При работе с детьми физрук обязан учитывать индивидуальные физические особенности каждого ребёнка и прислушиваться к просьбам родителей относительно допустимой физической нагрузки.

Педагог обязан вести пропаганду здорового образа жизни и своевременно информировать детей о негативных последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector