Сколько учеников должно быть в классах: норма закона о наполняемости детей в школах
Содержание:
- Диктатура прописки
- Дошкольное образование[править | править код]
- Будут уезжать за границу
- Следующие этапы
- Высшее образование[править | править код]
- Что это такое полицеальная школа?
- Имущество и финансы
- Парты наконец завезли
- Общие сведения[править | править код]
- Декоммунизацию — в жизнь
- Что такое средний класс в Украине
- Кто станет лицеистом?
- Красиво и здорово
- Уровневая структура вузов
- Профессионально-техническое образование[править | править код]
- Итоги и результаты
Диктатура прописки
Первое же, что бросится в глаза тем, кто будет искать своему ребенку место за партой, — это отмена в школах входной диагностики или вступительных экзаменов. Если раньше украинские спецшколы и гимназии имели право на конкурсной основе набирать лучше всего подготовленных детей, то теперь эта практика осталась в прошлом. Определять все будет место прописки (или, вернее, регистрации) родителей ребенка. Если же после принятия в первый класс всех желающих, живущих в закрепленном за образовательным учреждением районе, свободные места все-таки останутся, то их будут… разыгрывать в лотерею.
Формально это сделано для того, чтобы не подвергать шестилеток экзаменационному стрессу и минимизировать коррупционную составляющую, но на практике инициатива украинского минобразования уже превратилась в фарс. Родители массово заключают через нотариусов договоры аренды и временно прописываются по районам, закрепленным за «элитными» школами. Возмущенные директора уже грозятся «сдавать» арендодателей в налоговую. Однако родители уступать не собираются — разница в уровне знаний, которые дают гимназии и обычные школы, просто фантастическая.
По мнению пользователей соцсетей, если украинские власти не найдут способа вернуть людям шанс устраивать детей в спецшколы по результатам экзаменов, то скоро на Украине, как в США, окончательно сформируются закрытые элитные районы, сгруппированные вокруг элитных же учебных заведений. Нововведение только усилят социальную сегрегацию, и ни к чему хорошему не приведет. Правда, свободы для маневра у киевских политиков и чиновников осталось очень мало — отменив собственное решение сразу после начала его воплощения в жизнь, они еще сильнее уронят свою репутацию.
Дошкольное образование[править | править код]
Система дошкольного образования включает сеть дошкольных учебных заведений, научные и методические учреждения, органы управления образованием, семью.
Дошкольные учебные заведения:
- дошкольные образовательные учреждения (ясли);
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады);
- дошкольные образовательные учреждения (детские сады);
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа;
- дома ребёнка;
- дошкольные образовательные учреждения (детские дома) интернатного типа;
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) семейного типа;
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа;
- дошкольные учебные заведения (центры развития ребёнка).
Будут уезжать за границу
В Украине реформа школьного образования должна завершиться в 2024 году. Все школы планируется разделить на три ступени. Первая ступень — начальная школа, где учатся с 1-го по 4-й класс, вторая — гимназии, в которых учатся с 5-го по 9-й класс, третья — специализированные лицеи, где проходят обучение с 10-го по 11-й (12-й) класс, куда выпускникам гимназий придется поступать, как в вузах на магистратуру. Те, кто не поступит в лицей, могут продолжить учебу в профессиональных колледжах (аналог ПТУ или техникума), где обучение продлится от двух до четырех лет.
Однако, как говорит эксперт в области трудоустройства Татьяна Пашкина, в Украине всегда был перекос с профтехобразованием, которое финансировалось по остаточному принципу.
«У нас перекос с высшим образованием — рынку труда не нужно столько экономистов и юристов, сколько их выпускают, причем иногда желание идти учиться именно на эти специальности больше принадлежит родителям, готовым оплачивать учебу не всегда способных чад. Но все, что сейчас происходит со средними школами, очень похоже на навязчивую пропаганду нашего профтехобразования, к качеству которого большие вопросы. Ведь не секрет, финансировали по остаточному принципу», — говорит Пашкина.
По ее словам, из рабочих специальностей, которые получают в профессиональных колледжах, востребованы строители всех специальностей, сантехники, плотники, механики, слесари, сельхозработники и повара.
«Такие специалисты востребованы как здесь, так и за границей. Но, простите, какого талантливого повара выпустил хотя б один «кулинарный техникум»? Все всему учатся уже на работе. Я знаю только Савву Липкина, который, закончив ПТУ, сейчас владеет сетью известных ресторанов (в Одессе. — Авт.). Детям нужно показывать, какое образование можно получить и сколько потом денег заработать», — говорит Пашкина.
Также, по ее словам, в последнее время резко вырос спрос на медицинских работников среднего звена — фармацевтов, медсестер. «Фармация наша, которая выпускает генерики — заменители дорогих лекарств известных брендов, — сейчас задыхается от отсутствия специалистов нужного уровня и нужных специальностей. Ведь в вузах ограниченное количество мест на фармакологические специальности», — подчеркивает Татьяна Пашкина.
Но в то же время, по ее мнению, такая реформа может привести к оттоку выпускников украинских гимназий за границу. «Если нашим детям не дадут возможности получать среднее образование здесь, они, вполне вероятно, могут выбрать лицеи, а потом и вузы, в Польше, Чехии, Германии и т. д.», — говорит Пашкина. Чем это может обернуться для страны — очевидно: дефицитом мозгов и рабочей силы, а также еще большей демографической ямой.
Материал опубликован в газете «Вести» от 14 января №4. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
Следующие этапы
В конце 2018 года в МОН подвели небольшие итоги. По словам советника министра образования и науки Оксаны Макаренко, первым этапом реформы остались довольны.
— Действительно были проблемы с закупкой новой мебели и учебников для первоклассников. Дело в том, что не все местные самоуправления смогли сориентироваться вовремя и своевременно произвести закупку необходимого. Но за пару месяцев ситуация исправилась, и сегодня все школы оснащены необходимым, — говорит Оксана Макаренко, — Также мы подвели итоги внедрения новой методики. Если в начале сентября многие переживали за игровой принцип обучения, в итоге оказалось, что такой подход в образовании отличился хорошими показателями. Отмечается лучшее психологическое состояние детей, менее агрессивное. И один из ключевых моментов – дети с радостью посещают школы и даже скучают по урокам на каникулах. В большинстве НУШ дает положительные результаты.
Оксана Макаренко рассказала, что следующий этап в новой реформе образования коснется самих учителей. Например, в ближайшем будущем запустят пилотный проект: на добровольной основе любой педагог сможет проверить свои знания и, получив специальный сертификат, претендовать на надбавку к зарплате.
А еще, по словам советника министра образования и науки, исчезнут родительские комитеты. Вместо собраний в классе будут индивидуальные встречи учителя с родителями и никаких дебатов на тему «скинемся на шторы». Школа перейдет на сотруднические отношения с родителями и учениками, и будут выстраиваться необходимые комфортные условия существования ребенка в стенах учебного заведения.
Высшее образование[править | править код]
Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации.
Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.
Болонский процессправить | править код
В мае года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.
4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.
Структураправить | править код
Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.
Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:
- Первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
- Второй уровень — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
- Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — консерватория, академия, институт, университет.
Образовательные уровни:
- начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;
- первый (бакалаврский) уровень;
- второй (магистерский) уровень;
- третий (образовательно-научный / образовательно-творческий) уровень;
Образовательно-квалификационные уровни:
- младший бакалавр;
- бакалавр;
- магистр.
Что это такое полицеальная школа?
Полицеальная школа (наиболее соответствующий перевод названия «Szkoła policealna» с польского «Послелицейная школа») – это учебное заведение, предоставляющее возможность получения профильного профессионального образования.
Обучение в таких школах проводится с акцентом на практическую сторону вопроса, без излишней теории и отвлечения на предметы, несвязанные с будущей профессией напрямую.
Для лучшего понимания гражданами стран СНГ: полицеальная школа – это примерный аналог наших «техникумов» или «колледжей», то есть нечто промежуточное между средним и высшим образованием.
До сих пор не знаешь польского?
Скачай бесплатно пробный урок Ешко и участвуй в розыгрыше smart TV.
Профессии, получаемые в таких школах, определяются государственными органами, в соответствии с потребностями рынка труда.
Это является дополнительным плюсом, так как в результате будет получена действительно востребованная специальность.
Поступить в Szkoła policealna могут люди со средним образованием, достигшие совершеннолетия.
В зависимости от школы и региона . Однако стоит понимать, что эта бесплатность весьма условна. С учащегося могут потребовать «вступительный сбор», различные гарантийные взносы, оплату страховки и т.п. В некоторых случаях предлагается пакетное приобретение всех необходимых «услуг».
Различаются очная, вечерняя, а также наиболее удобная для желающих работать – заочная форма получения образования. График учебы зависит от конкретного учреждения, но чаще всего заочникам предлагаются занятия по выходным – каждую неделю или один-два раза в 14 дней. Общая длительность обучения 1-2 года.
Полицеальные школы, за редким исключением, не требуют вступительных экзаменов, но по результатам обучения, учащиеся экзаменуются в конце каждого семестра. Набор осуществляется летом и зимой, начало занятий возможно в два этапа: с начала сентября или с марта.
Имущество и финансы
Важным изменением, на который делали акцент разработчики реформы, является запрет на приватизацию имущества образовательных учреждений, а также на запрет на использование этого имущества в любых целях, кроме как образовательных. Так, запрещается передача данного имущества в аренду, в концессию, в оперативное управление любого движимого и недвижимого имущества. Также данное имущество не может быть предметом залога, источником погашения долга и т.д.
Сторонники этого нововведения справедливо отмечали, что это будет важным элементом в борьбе с незаконным отторжением участков земли и помещений у школ.
Парты наконец завезли
Одноместные современные парты для первоклассников – один из главных пунктов в реформе НУШ. На их закупку выделили деньги, но на местах не везде вовремя провели тендеры, и в итоге к 1 сентября остались без «правильной» мебели.
Выкручивались как могли. Нашумел случай в Подольске Одесской области, где распилили старые двухместные парты и подставили дополнительные ножки.
— Мы называем это не «распил» старых парт, а их модернизация – из двуместных в одноместные парты, — рассказала «КП» в Украине» директор школы №5 Подольска Антонина Лайтан. — Эти парты очень хорошие и удобные, и высоту стола можно регулировать под рост ребенка. Мы их оставили, хоть и получили уже новые современные.
С партами впросак попала не только Одесская область.
— Школе выдали новые столы, но стандартного образца — рассчитанные на двух учеников, — рассказали нам в одной из школ Ивано-Франковска. — Мы не стали самовольно преобразовывать их и сделали возврат. Нам вернули деньги, но их оказалось недостаточно для закупки одноместных парт, и школьная администрация выделила необходимую сумму. Современные парты были куплены на протяжении первого учебного месяца. А вот интерактивную доску мы получили позже — как подарок ко Дню святого Николая.
В целом все необходимое уже поступило во все украинские школы – столы, доски, буквари и развивающие игровые наборы.
Общие сведения[править | править код]
Украинская система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.
По мнению аналитиков американского Центра стратегических и международных исследований Украина унаследовала талантливое и высокобразованное население от Украинской ССР, однако хроническое недофинансирование системы образования угрожает подорвать это положительное качество. В обзорном отчёте для американо-европейского партнёрства проведена оценка 16 лет украинской независимости с данными за 2008 год. Как пишут составители данного документа, украинская система образования является нереформируемой и неэффективной. А взяточничество при поступлении студентов в высшие учебные заведения и при прохождении ими экзаменов ухудшает и без того не блестящую ситуацию.
За годы независимости качество украинского среднего, средне-специального и высшего образования значительно упало. В ходе правления президента Леонида Кучмы советская система образования была разрушена, а новую, более эффективную выстроить не удалось. Во время президентства Виктора Ющенко была сделана попытка внедрить в украинское массовое сознание европейские стандарты обучения, однако результаты оказались плачевными. По оценке профессора О. Базалука на 2016 год украинское население имеет низкий уровень образования, а его качество превратилось в фикцию. Украинские дипломы о среднем и высшем образовании не соответствуют мировому уровню, а большинству выпускников средних и высших учебных заведений не удаётся обрести даже элементарных знаний и навыков. Из-за коррупции (см. коррупция на Украине) и неэффективной государственной политики в системе образования украинское общество начало демонстрировать черты, которые раньше не были заметны: агрессивность, грубость, нетерпимость, безразличие к окружающим и т. п.. При этом, если в советские времена Украинская ССР обладала мощным научно-техническим потенциалом, то после 2015 года на Украине не осталось современной промышленности, а сама страна в своём развитии отстала не только от государств-участников бывшего Варшавского блока, но и от многих экс-советских республик.
Декоммунизацию — в жизнь
Из новых украинских программ тщательно вычищают все, что связано с советским периодом, даже детские песенки и стишки. Их называют «не актуальными».
Под благим предлогом будут «вычищены» и «советские» педагоги. Существующая система образования пока что дает возможность работать в школах учителям, получавшим образование в педагогических институтах еще в 1960-е годы. Такие кадры на словах, «без учебника» способны объяснить детям, что жизнь до обретения Украиной «незалежности» выглядела не совсем так, как им пытаются внушить по программе. Поэтому по достижению пенсионного возраста педагогам будут предлагать заключать годовые контракты. Сказал что-то лишнее — и сразу после завершения учебного года оказался на улице с пенсией в размере $ 80.
Впрочем, настоящая «декоммунизация» кроется, конечно, не в борьбе с Маршаком и не в изгнании пожилых учителей. С 1 сентября 2018 года начнется радикальный слом советской универсальной образовательной системы, готовившей всесторонне развитых людей. Узкий специалист, прослушавший краткий двухчасовой курс истории или литературы (естественно, с упором на Украину) уже не будет иметь достаточной базы для того, чтобы копаться в первоисточниках и искать истину самостоятельно. Его уделом станет — потреблять заваренную в Киеве информационную лапшу.
«Киевские власти перестраивают образование под новые реалии. Несмотря на все красивые слова, детей, вместо того, чтобы учить думать, начнут превращать в „квалифицированных потребителей“. Это неизбежное последствие любого упрощения образовательной системы», — заявил в разговоре с EADaily директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.
Впрочем, украинские власти не собираются останавливаться на достигнутом. В регионах Юго-Востока департаменты образования напоминают родителям, что в 2018 году они в последний раз могут выбирать язык обучения своих детей. Согласно принятому в 2017 году «рамочному» закону об образовании, украинский язык становится единственным базовым в образовательной системе. После долгих препирательств с Венгрией, Польшей и Румынией, Киев забил в обсуждаемый сейчас проект закона о среднем образовании норму, разрешающую читать детям из нацменьшинств до 40% предметов на официальных языках Евросоюза (в младших классах — и того больше). Однако на русский язык подобные привилегии не распространяются. Даже в специализированных классах на нем не может читаться более 20% дисциплин.
Молодых учителей пытаются заставить принять реформу и не возмущаться обещаниями повысить им зарплату. Педагогам говорят, что, согласно требованиям новых законов, им через несколько лет сделают минимальный оклад на уровне 10,5 тыс. гривен. При этом скромно умалчивается о том, что до Майдана, состоянием на 2013 год украинские педагоги в валютном эквиваленте столько уже и получали — порядка $ 350.
Политолог Ростислав Ищенко не видит в действиях украинских властей желания не только развивать, но даже элементарно поддерживать украинское образование: «Если бы они могли, они бы все школы на Украине уже закрыли. Школы им вообще не нужны. А пока за красивыми вывесками реформ будет скрываться тотальная экономия. Под шумок будут закрываться образовательные учреждения и расти нагрузка на учителей. Ну, а бонусом к этому всему станет превращение оставшихся школ в кузницу русофобии».
Украинский народный трибунал начал изучение материалов дела против режима Порошенко
Что такое средний класс в Украине
Представители среднего класса, кроме таких необходимых расходов как еда, аренда жилья или покупка одежды, могут себе позволить более дорогие покупки – технику, автомобиль или даже недвижимость. При этом они могут позволить себе посещать театры и концерты.
В мире около 3,7 миллиарда человек принадлежат к среднему классу, что составляет 48% населения. Еще 2,5% – богачи, а остальные – бедные или зарабатывающие достаточно, но не считающиеся средним классом.
При этом признаком экономически развитого общества является наличие 50 – 60% среднего класса.
Средний класс в Украине существует, хоть это понятие и относительное. Стоит отметить, что по данным социологических исследований, в 2020 году 25% украинцев считали себя средним классом. Эксперты не так позитивно настроены и говорят, что на самом деле его представителей в Украине не более 10%.
Кто станет лицеистом?
После девятого класса тоже будут экзамены. Как именно они будут проходить – пока не решили. В законе говорится, что содержание, формы и порядок проведения аттестации будет определять Министерство образования. Вполне вероятно, что девятиклассникам придется проходить ВНО – во всяком случае, этот вопрос активно обсуждается.
Сейчас в девятых классах тоже проводится государственная итоговая аттестация по трем предметам. Правда, ее организовывают сами школы, а не Центр оценивания качества знаний, а отчислить из школы за проваленный экзамен нельзя. После того, как среднюю и старшую школы «разведут», такая возможность появится.
Красиво и здорово
Как правильно подобрать школьнику обувь?
Вспомните, насколько невыносимым казался день, если обувь сильно натирала ноги.
Сколько бы вы не потратили на новые туфли, но если они неправильно подобраны, то деньги выброшены зря
Натертые мозоли помогают понять, насколько важно правильно подбирать обувь. Особенно важно правильно подбирать обувь детям, ведь их опорно-двигательный аппарат находится в стадии формирования, а обувь влияет не только на здоровье ног, но и спины
«Накануне учебного года перед многими встает проблема выбора — как выбрать безопасную обувь для своего ребенка, — отмечают в Центре общественного здоровья Минздрава Украины. — Поэтому даем несколько советов, которые пригодятся перед покупкой».
Детская обувь должна быть:
— у девочек на низком каблуке, высота каблука обуви для повседневной носки для детей от 3 до 7 лет должна быть 5-10 мм, для детей школьного возраста — до 20-25 мм;
— пяточная часть обуви должна охватывать пятку и быть устойчивой. В летней обуви допускается открытая пяточная часть при условии ее фиксации, обеспечения устойчивости стопы во время ходьбы и удобного закрепления обувь на ноге;
— обувь «на вырост» может обернуться для ребенка мозолями, неудобством во время ходьбы или бега;
— обувь должна «дышать». Отдайте предпочтение обуви из натуральных материалов и нормальной вентиляции, чтобы детские ножки не страдали от потливости и неприятного запаха;
— не допускается использование подложки из искусственной и синтетической кожи в закрытой обуви для детей;
— при подборе обуви детям с плоскостопием нужно обратиться за советами к ортопеду.
Уровневая структура вузов
В Украине существует шесть типов высших учебных заведений:
- Университеты : имеют четвертый уровень аккредитации и могут быть многопрофильными учреждениями (следуют классической университетской модели) или «отраслевыми» (монодисциплинарными / специализированными) учреждениями (ориентированными на определенную профессиональную область (техническую, медицинскую, сельскохозяйственную, педагогическую, экономическую). , так далее.)). Они выступают в качестве ведущих научно-методических центров как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях .
- Академии : имеют четвертый уровень аккредитации. Их образовательная деятельность сосредоточена в определенной области знаний, в которой они также выступают в качестве ведущих исследовательских и методологических центров как в фундаментальных, так и в прикладных областях исследований ;
- Институты : имеют третий и четвертый уровень аккредитации. Их образовательные возможности сосредоточены в определенной области знаний, в которой они также проводят исследования и методологические исследования как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Они могут быть независимыми или входить в состав университета или академии ;
- Консерватории : имеют третий и четвертый уровень аккредитации. Их образовательная деятельность сосредоточена на культуре и искусстве, особенно в музыке. Они также проводят исследования и выступают в качестве ведущих центров в сферах своей деятельности;
- Колледжи : имеют второй уровень аккредитации, в основном связанный с предоставлением обучения, ведущего к получению конкретных квалификаций высшего образования. Они также могут составлять подразделения в высших учебных заведениях с аккредитацией третьего и четвертого уровней;
- Техникумы : имеют первый уровень аккредитации. Они осуществляют образовательную деятельность, ведущую к специальным областям знаний и навыков, связанным с конкретными профессиями. Они также могут составлять подразделения в высших учебных заведениях с аккредитацией третьего и четвертого уровней.
Типы университетов (академий)
Министерство образования и науки (спорта и молодежи) признает следующие категории учреждений высшего уровня аккредитации:
- Классические университеты
- Технические университеты
- Технологический (строительство, транспорт)
- Педагогические (гуманитарная, физическая культура и спорт)
- Культура (искусство, дизайн)
- Медицинские университеты
- Аграрные университеты
- Экономика (финансы, управление, предпринимательство)
- Право (Правоприменение, Гражданская защита и безопасность жизни)
- Частные университеты
Национальные университеты
Черновицкий университет
Высшим учебным заведениям с 4-м уровнем аккредитации может быть присвоен статус « национальных » за выдающиеся достижения в исследовательской и научной деятельности. Этот статус дает дополнительные полномочия в отношении недвижимого имущества , объектов, предприятий, учреждений и других структурных подразделений вуза; присвоение профессорского звания; «симбиотическое» и материальное стимулирование и поощрение сотрудников вуза. Ему также начисляется дополнительный бюджет на исследовательскую деятельность.
Профессионально-техническое образование[править | править код]
Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.
В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.
К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:
- профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
- профессиональное училище социальной реабилитации;
- высшее профессиональное училище;
- профессиональный лицей;
- профессиональный лицей соответствующего профиля;
- профессионально-художественное училище;
- художественное профессионально-техническое училище;
- высшее художественное профессионально-техническое училище;
- училище-агрофирма;
- высшее училище-агрофирма;
- училище-завод;
- центр профессионально-технического образования;
- центр профессионального образования;
- учебно-производственный центр;
- центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
- учебно-курсовой комбинат;
- учебный центр;
- другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.
Подготовка рабочих в 930 государственных ПТУЗ в 2007—2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.
Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.
Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006—2007 учебном году составляет 86 %.
Итоги и результаты
Подводя итог 3,5 годам реформам украинского образования, мы можем отметить следующие результаты. Во-первых, реформа образования не привела к повышению качества украинского образования. Напротив, мы констатируем продолжающуюся деградацию среднего и школьного образования, что выражается как в результатах ЗНО, так и в положении украинских университетов в международных рейтингах.
Во-вторых, из Украины происходит отток социального капитала. Со времени старта новой реформы образования, количество украинцев, предпочитающих обучение в иностранных университетах, резко выросло и в данный момент почти 70 тысяч молодых украинцев (по официальным данным) обучаются за границей. Эти люди наиболее активны, многие из них талантливы, с хорошим уровнем владения иностранными языками. Скорее всего, после получения иностранного образования, они не захотят возвращаться в Украину, а значит будут потеряны для неё.
В-третьих, резко идеологический крен в украинском образовании. Это вызывает отторжение значительной части общества Украины, что по итогу служит не консолидации, а напротив, усилению общественных противоречий в Украину. Такого рода новации возможны только после всестороннего обсуждения с общественностью, представляющей интересы разных социальных и национальных групп. Попытка запретить обучение языками меньшинств или ввести идеологический контроль за учителями максимально обостряет эту тему.
В-четвёртых, социальный популизм, в частности, повышение зарплат, преобразования в организационной структуре школ и т.д., вероятнее всего не принесут желаемых результатов. Повышение зарплат учителям натолкнётся на недостаток средств на это, а также разгонит ещё больше инфляцию. Преобразования в управлении школами также, скорее всего, не привнесут реальных изменений.
В-пятых, на реализацию реформы образования стране может попросту не хватить средств. Уже сейчас премьер-министр говорит о не менее $3 млрд. Популистское повышение зарплат учителям в преддверии выборов в 2019 году ляжет тяжёлым грузом на бюджет и, вполне возможно, не позволит провести структурные изменения в системе образования Украины.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о низкой эффективности проводимых реформ. Без существенного изменения дизайна реформ, образование в Украине продолжит деградировать, а молодые украинцы и дальше будут искать счастья за рубежом.
тел.: +38 093 757 75 65