Профессии, связанные с водой и морем

Образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Владельцы судов всего мира подчиняются единым требованиям Международной морской организации (IMO), в том числе – в сфере подготовки кадров. Поэтому каждое морское учебное заведение должно соответствовать не только национальным, но и международным требованиям. Соответственно, документ об образовании, полученный в таком учебном заведении, автоматически признается всеми государствами мира и издается на английском языке морской администрацией России.

Медицинская комиссия и психологический тест – это первое, с чем встречается абитуриент морского учебного заведения. Ежегодное прохождение медкомиссии будет сопровождать успешного кандидата на всем протяжении его морской жизни. Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность – выпустить больного в рейс.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Высокая стоимость обучения – это тоже отличительная черта морского учебного заведения. Трудно сказать, плата ли это за высокое качество знаний либо за возможность получать в будущем относительно неплохие деньги. Впрочем, традиционно есть и бюджетные отделения.

Организация учебного процесса дневных отделений морских учебных заведений подразумевает прямо-таки военный порядок. Дисциплина и высокий уровень профессионализма – это те две вещи, которые требуются для успешной работы в непростой, а иногда даже критической обстановке.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено. Стоимость современного контейнеровоза порой достигает 30–50 миллионов долларов, и это не считая стоимости груза. Экипаж такого судна составляет 25 человек. Пассажирский лайнер способен вместить 3 тысячи пассажиров. Крупнотоннажный танкер может иметь на борту 500 тысяч тонн нефти либо более опасного вещества. Стоит ли говорить о том, каким должен быть уровень подготовки специалистов для гарантии безопасности человеческой жизни, экологии и сохранности судна?

Когда под килем 5 тысяч метров воды, до берега впереди – неделя полным ходом, до берега позади – столько же, на борту возникает пожар, а на помощь рассчитывать не приходится, случайный сон механика на вахте может стоить жизни каждому члену экипажа. А если какой-нибудь неопытный четвертый помощник недостаточно знает английский, он не сумеет правильно понять текст поступившего предупреждения о навигационной опасности.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман. Женщине реальнее стать капитаном, чем механиком, а вообще она, скорее, лишь пройдет практику на судне в качестве кадета, чем останется работать надолго: слишком велики нагрузки. Гораздо чаще всего женщину с морским образованием можно встретить в офисе стивидорной (владеющей причалом) компании, берегового агентства по обслуживанию судов, а также в крюинговой компании – о таких компаниях пойдет речь ниже. Много есть и женщин-корабелов, которые проектируют и строят суда, но оканчивают они уже другое учебное заведение – кораблестроительное, а не непосредственно морское.

Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз. 

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

  • АГТУ
  • ГУМРФ им. Макарова
  • ДВФУ
  • КАИ
  • МГАВТ
  • НГТУ им. Р.Е. Алексеева
  • СГУВТ

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам: 

  • 25.05.06  Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
  • 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 26.05.05 Судовождение
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы: 

Колледж Специальности
Ломоносовский морской колледж 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство

Судостроение является одним из видов морских профессий

Квалификационные разряды матросов по ЕТКС

Источник фото freestockcenter/freepik

Чтобы успешно работать в качестве матроса, нужно владеть соответствующей квалификацией. Она присваивается после успешного окончания учебного заведения. 

Разряды матросов:

  • Начальным для матроса считается 3-й рабочий разряд. При нем матрос имеет право работать на речных и морских судах с мощностью головной ходовой установки от 300 до 550 кВт;

  • Матрос 4 разряда уже может выходить в рейс на судне с главным двигателем от 550 кВт;

  • Матрос 5 разряда имеет право работать на судоходных гидротехнических сооружениях, а также участвовать в работах по подъему судов.

Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно. 

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.  

Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.  

Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт. 

Сколько зарабатывают моряки из России на внутренних и иностранных судах

Быть моряком престижно: в советское время это занятие позволяло без проблем путешествовать по миру и привозить домой импортные вещи, а сейчас это призвание с хорошим окладом. Несмотря на то что средние зарплаты представителей данной профессии исчисляются тысячами долларов, спрос на хороших работников превышает предложение. Мы разобрались, сколько зарабатывают моряки в России и за рубежом.

От чего зависит зарплата моряка

Старший помощник капитана Сергей из Ростова-на-Дону рассказал Т—Ж об особенностях работы моряком и зарплатах. Доходы моряков зависят от:

  • типа судна;
  • видов работ;
  • уровня компании.

Самые большие зарплаты на вспомогательных кораблях, работающих на нефтегазовые компании, и на танкерном флоте. На рыболовных судах на итоговую сумму дохода влияет установленный процент от улова, количество заготовленной продукции, выполнениеневыполнение рейсового задания, количество брака, другие возможные убытки, порода осваиваемых рыб, тип судна, продолжительность рейса, наличие профсоюзного комитета.

Сколько зарабатывают моряки в России

Российские моряки чаще всего устраиваются работать в европейские компании — зарплата выше. Например, младший офицер грузового флота из Калининграда рассказал The Village, что получает 62 тыс. руб. в месяц. И это в европейской компании, в российской зарплата в два раза ниже.

Судоходных компаний с достойной зарплатой в России единицы. Есть сильные танкерные компании, но туда сложно попасть. Мелкие компании платят, например, помощнику капитана 120-200 тыс. руб. за каждый месяц в море, зарплата в танкерной организации — около 650 тыс. руб., в ведущих компаниях мира — 750-800 тыс. руб.

Зарплата капитана

Капитаны и старшие механики на международных рейсах зарабатывают 5 000-15 000 долларов (319-957 тыс. руб.) за месяц в море, старший помощник капитана и второй механик — 4000-12000 долларов (252-765 тыс. руб.), второй помощник капитана и третий механик — 2500-4500 долларов (159-287 тыс. руб.). На внутренних рейсах платят в два-три раза меньше.

Зарплата матроса

Российские матросы и мотористы, трудоустроенные в зарубежных компаниях, получают 1000-2200 долларов (63 800-140 360 руб.) за месяц работы на судне. Зарплата на рейсах внутри страны в два раза меньше — 600-700 долларов (38 280-44 660 руб.)

Больше всего получают матросы на круизных лайнерах и кораблях дальнего плавания. Например, работодатель в Калининградской области готов предложить оклад от 150 тыс. руб. в месяц (контракт заключается на 6-8 месяцев). Открытая вакансия размещена на городском сайте.

Зарплата подводника

Адмирал Николай Евменов, командующий Северным флотом, рассказал, что денежное довольствие на подводном флоте — одно из самых больших в российских ВС. Более конкретные цифры указал вице-адмирал Олег Бурцев: оклад командира подлодки — 250 тыс. руб.мес., а средняя зарплата матросов, старшин и мичманов — 70 тыс. руб.

Доходы моряков других специальностей

Автор Т—Ж, работающий на немецкого судовладельца, приводит такие цифры для моряков разных специальностей:

  • повар — 1200-2200 долларов (76 560-140 360 руб.);
  • сварщик — 1500-2200 долларов (95 700-140 360 руб.);
  • электромеханик — 4000-7000 долларов (255 200-446 600 руб.).

На рыболовных судах оклад очень отличается. Там есть специалисты по добыче, обработке, упаковке, технологи, тралмастеры, рефмеханики. Их зарплаты состоят из небольшой фиксированной части и пая от улова. Совокупный доход получается больше, чем на грузовых судах (контейнеровозах).

Сколько получают моряки в других странах

Сейчас “морские” национальности — украинцы, филиппинцы и индусы. Украинцы более конкурентоспособны, что объясняется вводом безвизового режима со странами ЕС и хорошими учебными заведениями, оставшимися в наследство от СССР. Рядовые моряки на рыбацком и торговом флоте получают 1200-2000 долларов (76 560-127 600 руб.) в месяц, командный состав — 2800-4000 долларов (178 640-255 200 руб.). У тех, кто работает на иностранных судах, зарплаты одинаковые вне зависимости от национальности. Оклады отличаются только по должности. В Европе, например в Германии, моряки работают по коллективному договору, подписанному профсоюзом Verdi и ассоциацией судовладельцев. Капитаны судов зарабатывает 7000 евро (498 629 руб.) в месяц, помощники капитана — 5500 евро (391 780 руб.), электрики — 4300-4800 евро (306 300-341 917 руб.), коки — 4000-4500 евро (284 930-320 547 руб.). В дополнение к базовому окладу оплачиваются праздничные и выходные дни, сверхурочные, ночные смены. Профессия моряка может обеспечить финансовую стабильность и достойную жизнь, но это сложное дело, которое не каждому оказывается по плечу.

Какие морские специальности выбрать девушке?

На грузовых и военных судах обычно вся команда – мужской коллектив. Однако и девушки имеют возможность получить работу в океане. Обычно речь идет о сфере развлечения и обслуживания. Девушек можно встретить на круизных лайнерах и судах.

В современном мире женщин можно встретить и на должностях капитана, штурмана, лоцмана, шкипера, врача и т.д.

  1. Модераторы развлекательных шоу. Обычно встречаются именно на круизных лайнерах. Представители профессии составляют график шоу и следят за его выполнением.
  2. Танцоры и вокальные коллективы.
  3. Аниматоры. Обычно присутствуют в семейных круизах. Организовывают и реализуют развлекательную программу для детей.
  4. Стюарды. Также встречаются на круизных лайнерах, представители младшего состава.
  5. Специалисты ресторанного или туристического бизнеса. Обычно речь идет о поварах. Однако все зависит от владельца компании и его потребностей.

Стоит понимать, что весь экипаж должен обладать определенными знаниями и навыками. Команда должна иметь элементарные знания матроса, ориентироваться в случае затопления или возгорания судна.

О профессии Океанографа, которую можно получить в Звенигороде

Океанограф – это специалист, осуществляющий изучение природных явлений, связанных с океаном, включая строение океанского дна, особенности морской воды, океаническую флору и фауну, морские течения, а также антропогенное влияние на моря и океаны.

Океанография – отдел физической географии, изучающий явления, происходящие в водной оболочке земного шара, главным образом в океанах и морях. Основные подразделы океанографии включают морскую геологию, морскую биологию, морскую метеорологию,

Океанограф – это специалист, осуществляющий изучение природных явлений, связанных с океаном, включая строение океанского дна, особенности морской воды, океаническую флору и фауну, морские течения, а также антропогенное влияние на моря и океаны.

Океанография – отдел физической географии, изучающий явления, происходящие в водной оболочке земного шара, главным образом в океанах и морях. Основные подразделы океанографии включают морскую геологию, морскую биологию, морскую метеорологию, а также химическую и физическую океанографию.

Не стоит путать океанографию, с другой научной дисциплиной – океанологией, которая направлена на изучение Мирового океана одновременно как части гидросферы и как целостного природного объекта планетарного масштаба, в котором протекают одновременно и в сложной взаимозависимости геологические, физические, химические и биологические процессы.

Другими словами, океанология изучает и описывает океаны терминами, процессами и цифрами, а океанография составляет (рисует) карты океанов, карты глубин, течений, дна.

К задачам океанографа относят:

  • Определение формы, размеров и глубины океанов;
  • Изучение рельефа и строения дна;
  • Исследование образования и распределения осадков;
  • Выявление химического состава морской воды, ее физических свойств: удельный вес, замерзание, образование и распространение льдов, цвет и прозрачность, температура и соленость как на поверхности, так и в глубинах;
  • Измерение движения воды: волнение, течения, приливы и отливы.

Специалисты по океанографии работают в государственных океанографических институтах, в научно-исследовательских центрах, океанологических учреждениях, на морских станциях и океанографических суднах. Данная профессия востребована не только на территории нашего государства, но и во многих зарубежных странах.

РазвернутьСвернуть

Обучение матросов

Чтобы попасть работать на судно, специальное образование не обязательно. На кораблях полно работников, которые никак не связаны с морем. Сюда можно отнести судовых поваров, стюардов и администраторов (если это пассажирский лайнер). Даже электрики и дизелисты не всегда получали образование в морских учебных заведениях.

Однако, если речь идет об управлении кораблем, специальные знания и образование, несомненно, нужны. В ходе обучения будущие матросы изучают целый комплекс нормативно-правовых актов, правила управления судами, учатся на специальных тренажерах. Если речь идет о работе в северных широтах, изучают методику проводки судов в условиях сложной ледовой обстановки – здесь вообще придется сдавать отдельный экзамен.

Обучение проводится в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Оно регламентирует работу экипажа в нейтральных водах и портах

Это важное условие для всех матросов, которые планируют ходить по международным маршрутам

Кроме того, важное условие для матросов-международников – владение иностранными языками (главным образом, английским). Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах

При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов

Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах. При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов.

Сроки обучения везде разные. Так, обучение вахтенного матроса занимает порядка 908 академических часов с теорией и практикой.

Доступные вакансии

Устроиться рабочим морским специалистам предоставляется различными компаниями, что находятся в Мурманске, Владивостоке, Курске, Архангельске и в других крупных городах.

Можно выделить одни из самых популярных и востребованных вакансий на корабле:

  1. Матросы.
  2. Лоцманы.
  3. Инженеры – механики.
  4. Штурманы.
  5. Электромеханики.
  6. Мотористы.
  7. Помощники капитана.
  8. Капитаны.

Эти специальности обучают студентов в морских академиях, училищах и других, в тех учреждениях, где подготавливают сотрудников для торговых, круизных и военных кораблей.

Помимо этого, на корабле не обойтись без кока, переводчика, связиста, врача. К примеру, в Мурманске организации, что предоставляют вакансии, проводят набор на работу старшего помощника капитана, группового капитана, третьего и четверного помощника капитана и другие.

Работа проходит на круизных лайнерах, на танкеры речные и морские, на судна по отлову рыбы, торговые судна.

При этом этим специалистам необходимо иметь особенные знание в электронном навигационном оборудовании, механике, инженерии, необходимо быть продвинутым в математике.

На капитана возлагается одна из особых обязанностей, предоставить безопасность, как пассажирам, так и экипажа, а так же груза.

Во Владивостоке для граждан доступный больше выбор вакансий, потому как там требуются рабочие на подводные лодки и судна, требуются матросы, мотористы, электромеханики.

В основном на корабле работают мужчины, их берут на торговые суда, военные флота. Женщины же могут найти себе работу на круизных и гражданских лайнеров, при этом можно устроится барменом, официантом, массажисты, косметологи и другие.

Для тех, кто решил попробовать свои силы для работы в море необходимо знать, что особым требованием является знание английского языка, быть крепким здоровьем.

А для тех, кто хочет устроиться на круизный лайнер, должны понимать, что работать по 10 часов, развлекать туристов, возрастом до 35 лет.

«Хочу построить большой дом для нашей семьи»

В моей компании зарплата у матросов — 35 000 рублей в месяц,  если отработать пять месяцев по контракту, можно получить премию 1000 долларов. Штурманом я получаю 45 000, плюс премия 1000 долларов. В других компаниях есть возможность получать намного больше. 

О том, чтобы бросить профессию, я задумываюсь чуть ли не в каждом рейсе, когда что-то идёт не так. Но уходить я пока не собираюсь, только если в другую компанию, за новыми перспективами. Я работаю в море потому, что могу заработать деньги, которые не найду на берегу, особенно в своём небольшом провинциальном городе. После техникума и до Ростова в 2015 я работала продавцом с зарплатой 12 000 — на такие деньги мечту не осуществишь. А я хочу построить большой дом для нашей семьи. Всё ради этого. 

Профессии, связанные с морем и океаном

Что касается океанских судов, то помимо вышеперечисленных профессий остановимся на перечислении специальностей, востребованных на круизных лайнерах. А именно обслуживающего и развлекательного направлений деятельности:

  • модераторов развлекательных шоу;
  • коллективов и вокальных певцов и танцоров;
  • аниматоров;
  • стюардов;
  • специалистов ресторанного и туристического бизнеса.

С изучением богатств и явлений океанов связаны научно- исследовательские суда. Здесь востребованы научные специальности, океанографов, биологов, климатологов и масса других научных специальностей по изучению, как биоресурсов морей и океанов, так и ископаемых ресурсов, в том числе, и по исследованию месторождений углеводородов.

В рыболовном промысле востребованными специальностями являются профессиональные рыбаки, технологи рыбной и переработки улова крабов, креветок, кальмаров и прочих видов морского промысла, специалисты холодильного и вакуумного оборудования.

Со знанием английского языка

Большинство профессий, которые предполагают туризм, требуют обязательного знания иностранного языка. В определенных сферах общение с людьми – главная составляющая. Ниже представлены профессии, связанные с туризмом и путешествиями, с обязательным знанием английского языка:

  • Работник хостела, отеля. Все сотрудники гостиничных центров (горничные, водители, администраторы) должны свободно владеть английским языком как универсальным средством общения с клиентами. Профессия предполагает как длительную работу, так и сезонное сотрудничество.
  • Гид/экскурсовод. Представители этой профессии много путешествуют по миру, изучают страны, где работают. Должны свободно общаться на английском с туристами, знакомить их с особенностями местности. Многие гиды владеют сразу несколькими языками, что расширяет возможности построения карьеры.
  • Event–менеджер. Это специалисты по организации отдыха для агентств, разных мероприятий, чаще всего – корпоративных. Профессия позволяет без труда совмещать командировки с туризмом, требуется отличное знание английского.
  • Стюардесса, бортпроводник. Люди этой профессии путешествуют по всему миру и получают дополнительные привилегии: выгодные предложения от гостиничных комплексов, большие скидки на билеты. При этом специальное образование не требуется, достаточно свободное владение хотя бы одним языком.
  • Аниматор, ведущий, организатор торжеств. Работая в сфере проведения праздничных мероприятий, можно посетить разные интересные места за рубежом. Для полноценного общения с участниками мероприятий нужно знать английский и быть харизматичной, коммуникабельной личностью.
  • Специалист по тестированию продуктов турфирмы. В крупных туристических агентствах формируется штат сотрудников, следящих за качеством предлагаемого продукта. Обязанности работников – проживать в определенных отелях, проверять уровень оказываемых услуг, составлять отчеты о соответствии сервиса заявленным показателям. Профессия предполагает знание языков и большое количество временных затрат на переезды.
  • Международный гуманитарный работник. Проявить себя можно в сфере образования, здравоохранения, в сельскохозяйственной отрасли. Многие социальные работники отправляются не только в живописные уголки планеты, но и в бедные страны, а также районы, которые пострадали от стихийных бедствий, для оказания помощи населению.

Знание иностранных языков, частые переезды в разные точки мира – особенности работы людей, занимающихся переводами. Переводчик является востребованной профессией, подразумевающей путешествие по всему свету. Большинство компаний, заботящихся о своей конфиденциальности, нанимают надежного специалиста, который может досконально разобраться со всеми необходимыми лексическими тонкостями. Переводчики, работающие длительное время на организацию, постоянно посещают разные места, сопровождая представителя фирмы.

Вам будет интересно прочитать

Профессия переводчика: с чего начать и как комфортно работать

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема — это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.

При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм. С.О.Макарова, Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector