Кинооператор

Содержание:

Профессии в сфере кино и телевидения

Задумываясь о профессиях, связанных с кино, многие представляют в первую очередь карьеру актёра. В то же время над созданием любого телевизионного продукта трудится много других людей. Представляем перечень основных специальностей в кинематографе:

  • продюсер;
  • режиссёр;
  • сценарист;
  • актёр и актриса;
  • оператор;
  • монтажёр;
  • осветитель;
  • звукорежиссёр;
  • специалист по спецэффектам;
  • каскадёр;
  • костюмер;
  • гримёр;
  • кинокомпозитор.

Расскажем об этих профессиях, связанных с телевидением и кино подробнее.

Продюсер

Это творческий и финансовый руководитель проекта. Именно он распределяет деньги, принимает решение о тратах, выбирает исполнителей, контролирует съёмочный процесс, а потом продаёт права на трансляцию фильма кинотеатрам или телевизионным каналам

В этой профессии важно хорошо понимать предпочтения публики и уметь грамотно распределять финансы

Описание профессии режиссёра

Кинорежиссёр — идейный руководить кинофильма или сериала. Он формирует замысел проекта, объясняет остальным членам группы их задачи и отвечает за конечный результат. В процесс режиссуры входит постановка сцен, взаимодействие с оператором, контроль за съёмками и множество других мелких задач: выбор актёров, подбор локаций и т. д.

Говоря о плюсах и минусах профессии режиссёра следует отметить, что главными её достоинствами являются слава и хороший заработок: режиссёры известных фильмов становятся знаменитостями, а их зарплаты составляют сотни тысяч. К недостаткам специальности режиссёра относятся высокий уровень стресса и ненормированный рабочий день.

Сценарист

Основа любого фильма — качественный сценарий. Именно с труда сценариста начинаются съёмки любого продукта. Обычно первоначальный сценарий в ходе съёмок подвергается изменениям, и в задачи сценариста входит оперативная коррекция некоторых сцен, которая при этом не нарушит общий сюжетный ход.

Профессия актёра

Стать звездой ТВ мечтают многие молодые люди, но не все знают о плюсах и минусах профессии актёра. К главным её недостаткам можно отнести необходимость посвящать профессии всего себя (во время съёмок мало у кого остаётся время на личную жизнь) и нестабильность работы (всё зависит от выбора режиссёра).

Что касается преимуществ, то основными считаются возможность реализовать творческий потенциал, прославиться и получать большие гонорары.

Также существует отдельная профессия — актёр озвучки. Эти специалисты дарят свой голос анимационным персонажам в мультфильмах или озвучивают роль вместо играющего её актёра, если тот по каким-то причинам не может сделать это сам.

Профессия оператора кино и телевидения

Кинооператор — важнейший член творческого коллектива. Он осуществляет съёмку в соответствии с идейным замыслом режиссёра. Он выбирает общий, средний или крупный планы, продумывает размещение камеры, угол её наклона и пр. Именно от него во многом зависит, как в итоге будет выглядеть фильм.

Хорошие операторы в киноиндустрии востребованы не менее чем знаменитые актёры и также получают высокую зарплату.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Специальность монтажёра

По сути, это профессия режиссёра монтажа, который «собирает» фильм из отдельных отснятых элементов. Он решает, в каком порядке будет соединять кадры, какой будет между ними переход и пр.

Осветитель

Хорошая работа оператора невозможна без правильно выставленного света. Особенно это касается съёмок в павильоне или в тёмное время суток. Осветитель отвечает за качественное освещение в любых условиях.

Специалист по спецэффектам

Современное кино сложно представить без компьютерной графики и эффектных сцен. За их создание отвечает человек, который хорошо разбирается в современных программах и может с их помощью создать эффектную картинку.

Профессия каскадёра

Одна из наиболее опасных профессий в кино. Эти люди выполняют рискованные трюки вместо актёров: прыгают на ходу с поезда, покоряют горные вершины и пр.

Специальность костюмера

Костюмеры отвечает за подбор одежды как для ведущих актёров и артисток, так и для тех, кто занят в эпизодических или массовых сценах

Эти сотрудники играют важную роль при создании исторических картин или фильмов, в которых действие происходят в ХХ веке: в таких лентах особенно важно, чтобы одежда соответствовала определённой эпохе

Профессия кинокомпозитора

Вместе со звукорежиссёром кинокомпозитор отвечают за аудиочасть фильма или сериала. Но если режиссёр по звуку отвечает за речь и синхронные шумы (звуки природы, улицы и пр.), то задача кинокомпозитора — создать саундтрек, который будет соответствовать духу картины и при этом запомнится зрителям.

Профессии в театре и кино подойдут творческим людям

Направление: Творческие профессии

Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который обычно находится в тени славы режиссера, в то время как проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.

Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.

Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом. Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. Хорошо зная примеры из классики истории кино, живописи и художественной фотографии, а также выработав свой собственный художественный почерк, кинооператор отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им, ведь иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности. В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении, красивый эффект света луны, когда за окном день. А чего стоят одни только ночные съемки, когда ни в коем случае не нарушая впечатления кромешной тьмы, задуманной по сценарию, необходимо отделить киногероев от фона и, кроме того, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться, что за кадром, который он видит, находится огромное количество всяких приборов и ухищрений, он должен думать, что вся красота, происходящая перед его глазами, естественна и все так и было на самом деле.

Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции

На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины. Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Вакансии для оператора на рынке труда и уровень зарплаты

У профессии оператора отсутствует карьерная лестница в общепринятом понимании этого слова. Оператор, не имея журналистского образования, вряд ли сможет стать режиссером или редактором. Однако отличный специалист, сработавшись с успешным режиссером, несомненно, заработает себе достойную репутацию.

Кроме этого, операторы могут подрабатывать частным образом, снимая различные мероприятия и праздники по заказу клиентов.

Средняя заработная плата операторов невысока – она начинается от 20 000 – 30 000 рублей и во многом зависит от успешности и популярности проектов, в которых занят специалист.

Отсутствие обратной связи с продюсером у работников в кино

Очень часто простои случаются из-за того, что вас подводит работодатель. Продюсер пригласил на проект, пообещал вам золотые горы, вы всем отказали и пошли. А проект отложился или закрылся или, как это все чаще бывает, дошел до середины и замер. А денег вам не заплатили. И вот неожиданно оказывается, что последние полгода вы занимались благотворительностью, а в данный момент вы никому не нужны. Какие у вас есть рычаги воздействия на незадачливого продюсера? Суд. Фейсбук. СМИ — если случай вопиющий или есть знакомые журналисты. А теперь спрошу по другому — есть ли у вас рычаги воздействия, которые приносят реальный результат? Эффективная обратная связь? В редчайших случаях. Случаются порой выиграные суды, есть продюсеры, заплатившие после кампании в Фейсбуке. Как правило, это случаи, когда на руках у работника был крепкий договор, защищающий его интересы. Поэтому, коллеги — отнеситесь к договору серьезно. Это залог того, что у вас будет шанс отстоять свои интересы в случае дурного развития событий. И не стесняйтесь делиться произошедшим с вами — гласность великая сила, как поговаривал единственный президент Советского Союза. Не держите в себе — выплескивайте на публику со всеми обстоятельствами, именами и фамилиями. Пусть продюсер поймет наконец, что за деловую антисанитарию приходится расплачиваться репутацией.

Как снимают кино: лучшие операторы

Начиная свою карьеру в киноискусстве, лучше всего учиться у экспертов. Они знают, как снять красивое видео и какие методы эффективнее. Если вы еще не знаете, к кому присмотреться, вот несколько громких имен.

Эммануэль Любецки

Три премии «Оскар» подряд в номинации «Лучшая операторская работа» говорят сами за себя. Мастерство Любецки высоко ценится зрителями. Одна из его фирменных фишек – сцены, снятые одним пролетом. В работе он, в основном, использует естественное и рассеянное освещение и любит угловые линзы. Любецки считается гуру в этой нише, потому что его советы и правила видеосъемки стали законом для сотен операторов.

Роджер Дикинс

Самые известные фильмы этого талантливого видеооператора – «007: Координаты «Скайфолл», «Пленницы» и «Бегущий по лезвию 2049». В своих фильмах Дикинс использует тонкую операторскую работу, интересные цветовые линзы и естественный свет.

Роберт Ричардсон

Профессиональные операторы также называют Ричардсона «серебряной лисой». У него за плечами многолетний опыт съемок, и он всегда рад поделиться своими методами с новичками. Главной отличительной чертой этого оператора является то, что он обычно формирует свет для всего кадра. Более того, он всегда полагается на свой опыт и не ищет дополнительной мотивации.

Януш Каминский

Этот польский оператор мастерски передает ключевые исторические события. Он часто работает вместе со Стивеном Спилбергом. Вы можете увидеть талант Каминского в «Спасении рядового Райана», «Мюнхене», «Боевом коне» и «Линкольне». Его визуальный стиль опирается на различные диффузионные фильтры для создания особого цветового эффекта.

Чан-хун Чан

Будучи популярным корейским кинематографистом, Чан-хун Чан является настоящим экспертом в кинопроизводстве. Его самая известная работа – картина «Олдбой», вышедшая в 2003 году. Фильм получил Гран-при на Каннском кинофестивале. Чан предпочитает использовать разные стили и приемы для каждого проекта, оставляя цвета и текстуры натуральными.

Стать профессиональным и востребованным видеооператором несложно. Но если вы не хотите погружаться в изучение новых стилей и техник или не хотите использовать советы по съемке от экспертов в этой нише, вы не добьетесь успеха. Изучение новых методов поможет вам построить хорошую карьеру и добиться успеха.

Суть работы оператора

Оператор в киноиндустрии или на телевидении занимает одну из важнейших ролей. Режиссер отвечает за идею проекта, решает, что именно нужно снимать. Оператор же решает, как именно это осуществить. Если на режиссере лежит ответственность за творческую сторону деятельности, то оператор отвечает за техническую сторону вопроса.

Именно оператор отвечает за расстановку на съемочной площадке многочисленного технического оборудования, света, декораций, разрабатывает с программистами необходимые для съемок спецэффекты.

Профессия оператора привлекает тем, что объединяет в себе как техническую часть съемочного процесса, так и творческую. Конечный результат, который видит зритель – это, в первую очередь, работа и «авторский взгляд» оператора. Именно этот специалист, отталкиваясь от замысла режиссера, должен сначала представить себе будущие кадры, а затем воплотить их в жизнь.

На самом деле оператор – это достаточно широкая профессия. Поэтому у каждого специалиста по съемкам после окончания учебы своя специализация:

  • игровое кино;

  • документальные фильмы;

  • рекламные ролики;

  • новости на ТВ.

У профессий кинооператора и оператора на ТВ много общего, но в то же время различия также существенны. Так, телеоператор должен уметь проводить съемку с нескольких камер для телевизионных программ. Кинооператор, в свою очередь, должен уметь обрабатывать изображение определенным образом, выстраивать кадр, композицию и т.д.

Эммануэль Любецки

Один из лучших кинооператоров современности. Единственный, кто удостоился трех премий «Оскар» подряд.

Родился в 1964 году. Его мать и отец — оба кинопродюсеры. Это и определило его будущее. Окончил киношколу. В 1980-х начал работать в Мексике. Его первая работа в Америке — фильм «Двадцать баксов», снятый в 1993 году. Часто работал вместе со своим другом — режиссером Альфонсо Куароном. С ним он снял шесть фильмов.

В 2014, 2015 и 2021 годах был лауреатом премии «Оскар» за фильмы:

  • «Гравитация» (2014) — технотриллер, в котором было всего 2 актера: Джордж Клуни и Сандра Буллок. Практически все было снято с помощью компьютера, а актеры находились в кубе, на стены которого выводили изображение космоса. Это последний фильм, снятый вместе с Альфонсо Куароном.
  • «Бердмэн» (2015) — черная комедия с Майклом Китаном в главной роли. В некоторых сценах использовалась современная непрерывная съемка с помощью системы «Стэдикам». Благодаря проделанной работе, может показаться, что в фильме нет склеек, хотя на самом деле их более 100.
  • «Выживший» (2016) — остросюжетный вестерн, за который Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль, получил свою долгожданную статуэтку, а Любецки стал единственным оператором, получившим 3 «Оскара» подряд.

Примеры его фильмов:

  • «Кот»;
  • «Али»;
  • «Древо жизни»;
  • «Знакомьтесь, Джо Блэк»;
  • «После прочтения сжечь».

Степень: Кинооператор. Педагог Телеоператор. Педагог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Профессиональная деятельность кинооператора представляет собой синтез творческой составляющей фильма или постановки с его техническими аспектами. Специалисты данного направления в буквальном смысле рисуют высокохудожественное произведение посредством света, осветительных приборов. Развитие науки и техники приводит к появлению и широкому использованию в кинематографе современного оборудования, оперирование которыми входит в задачи целой команды, а управление этой командой, в свою очередь, является главной задачей кинооператора. Именно он решает, что показать в следующем кадре, он же решает и каким образом это сделать. Применяя в своей работе достижения отечественного и мирового кинематографа, вырабатывая свой собственный, уникальный и неповторимый стиль, кинооператор становится настоящим художником фильма, создавая образ постановки, обеспечивая единство сцен и кинокадров, оформляя внутренне содержание дискурса и выгодно оттеняя игру актеров.

Разница между киносъемкой и видеосъемкой

У оператора кино, в отличие от видеооператора, есть навык глубокого сосредоточения, концентрации и точного выстрела. Он знает, в какой момент включить камеру. По-английски «стрелять» и «снимать» — одно и то же: «to shoot».

У кинооператора всегда были ограниченные возможности по съемке: пленки было очень мало. В течение 12-часового рабочего дня мы снимали 20–30 минут изображения. Больше мы не могли себе позволить. Все остальное время было посвящено подготовке, концентрации, репетиции. Съемка занимала считаные минуты. Это приучило к тому, что включение камеры — это поступок.

Если взять рулон 60-миллиметровой фотопленки, где умещается всего 12 кадров, 6 из них могут оказаться хорошими. Если взять малоформатную пленку шириной 35 мм, где можно уместить уже 36 кадров, вы, скорее всего, также отыщете лишь 6 интересных. Дальше возьмем SD-карту 64 Gb, на нее можно снять более 2000 кадров. Но и в этой пропасти велика вероятность найти лишь 6 пригодных снимков. Вот и вся разница работы с пленкой и бесконечной, бездумной съемкой.

Вдумчивая съемка

Сейчас пленка — дорогое удовольствие. У каждого студента в кармане лежит смартфон, которым можно снимать направо и налево, пока батарейка не сядет. Чтобы воспитать в себе качества кинооператора, нужна осознанность и огромное усилие воли.

Я предлагаю студентам такое упражнение. В вашем видеозаписывающем устройстве объема памяти хватает на 8 часов съемки. Ограничьте себя — представьте, что у вас только 20 минут. Если решите снять дубль — значит, осталось еще меньше. Это заставляет осмыслять то, что вы снимаете, до съемки.

Киносъемка и фотография

Занятия фотографией и кинематографией — очень разные вещи. Это иной инструментарий, это иная работа с пространством, иная работа с оптикой. Кинематограф, в отличие от фотографии, работает со временем и движением. Один кадр может включать движение светотени, движение крупности: смену, масштабирование, панорамирование.

Технологии в авторском кино

Кино склоняется в сторону технического облегчения и реалистичности. Сами технологии изменились. Раньше пленки были малочувствительные, приборы были с плохой световой отдачей, и приходилось светить прожектором в лоб актерам. Но такого света в реальности нет. Новое кино так не светит: прожекторные лучи принято прятать за отсветы и рефлексы.

Во ВГИКе профессора шутили, что зимой снимают только дураки. Смысл в том, что не нужно подключать экстремальные условия, чтобы снять художественное кино. Холодную зиму можно снять и в павильоне, ее сделает художник и атмосфера, которую вы создадите.

В общем стремлении снять кино предельно достоверно — будто вы невзначай подсмотрели — и смартфон может стать инструментом оператора. Надо только понимать его специфику.

Дорогой объектив вам не сделает кино. Наоборот, камера может испортить кино избыточным техническим качеством. Камеры стандартизируют. Слишком хорошую оптику нужно портить. Например, если объектив упал, то он стал лучше, индивидуальнее. Возможно, он потерял резкость, приобрел хроматические аберрации и для какого-то проекта стал органичным и незаменимым. Ведь задача авторского кино — показать индивидуальность.

Нельзя снимать лишь технически высококачественно

Если оператор снимает лишь технически безукоризненно и красиво, то это очень плохой оператор. Нельзя снимать лишь высококачественно. Движение выполнено верно, когда оно незаметно. Чем крупнее вы снимаете, тем больше зритель видит. Чем меньше мы показываем, тем больше загадки остается, тем интереснее не только смотреть, но и всматриваться.

Делайте все, чтобы спрятать актера от зрителя. В этом у вас, скорее всего, случится творческий конфликт с режиссером — у него противоположная задача, — но именно в этом конфликте ваш фильм и будет интересен. Режиссеру нужен крупный план, а вы, наоборот, предложите снять сбоку или со спины или вообще уберете актера из кадра. Крупный план — это событие. Им нужно дорожить.

IV. Ответственность

Телеоператор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Оператор средств массовой информации» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 г. №357н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Скачано: 56, размер: 82 KB, дата: 02 Июн. 2020

Условия поступления

Воплощая в жизнь замыслы режиссера и сценариста, специалисты данного профиля используют различные композиции фактуры, света и цвета кадра, находя креативные решения каждой отдельной сцены и достигая ее максимальной экспрессивности. Профессия кинооператора не любит случайных людей и наличие/ отсутствие у абитуриента того особого художественного вкуса, творческих способностей, позволяющих находить оптимальное решение оформления каждой сцены выявляется уже на этапе сдачи вступительных испытаний, в качестве которых выступают следующие:

  • русский язык;
  • физика;
  • литература (профильный).

Приоритетным экзаменом, от результатов которого во многом будет зависеть зачисление Вас на обучения, выступает творческий экзамен по фотосъёмке, а также собеседование, направленное на выявление общего культурного уровня абитуриента.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит Вам совершенствовать теоретические и практические профессиональные знания, умения и навыки. Чаще всего преподавателями в вузе выступают люди, за плечами которых многие годы успешной работы над фильмами, соответственно, написание магистерской диссертации представляет собой не только оптимальный способ формирования научной компетенции, но и интеграцию опыта выдающихся деятелей сферы кинематографа с собственной техникой работы

Диплом магистра позволит Вам осуществлять профессиональную деятельность за пределами России, а принимая во внимание творческий характер работы кинооператора и разницу в оплате труда, данный фактор является важным аргументом в пользу обучения в магистратуре

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

  • камеры (как ручные, так и подвижные);
  • операторские тележки;
  • оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Чем он занимается

Кинооператор — это человек, управляющий съемочным аппаратом. Именно от него зависит, как будет выглядеть фильм. Он — художник, его краски — это кинокамера, а его картина — это изображение, которое будут показывать в кинотеатрах.

Это интересная, но непростая работа. Недостаточно просто включить камеру и начать снимать. Кинооператор должен следить за освещением, зачастую самостоятельно выставляя осветительные приборы. Иногда они занимают намного больше места, чем сам кадр.

Также оператору нужны крепкие нервы и хорошая физическая подготовка. Когда время поджимает, приходится работать по 12-14 часов в день, таскать тяжелое оборудование и следить за качеством каждого кадра. С таким режимом справится далеко не каждый.

Но съемка — не единственная забота кинооператора. Работа не заканчивается, даже когда была отснята последняя сцена. Ему предстоит принять участие в монтаже и создании спецэффектов. Он внимательно следит, чтобы не было утеряно ни 1 кадра, а изображение отвечало всем требованиям.

Телеоператор

Телеоператор – человек, который чувствует и передает изображение зрителю. Именно он выбирает и представляет самые интересные материалы для аудитории. Профессия кинооператор охватывает широкий спектр программ: новости и спортивные события, документальные фильмы, телесериалы, студийные программы и даже музыкальные клипы.

Этот профессионал несет ответственность за запись различных эпизодов с помощью видеокамеры для телевизионных программ или фильмов. Оператор может работать с цифровыми, электронными или пленочными камерами в самых разных условиях. Иногда это находится внутри студии, а иногда и на открытом воздухе, в зависимости от программы.

Данная профессия имеет широкий круг обязанностей. Телеоператор работает в команде с режиссером и корреспондентом, чтобы определить максимально точное видение картинки. Но случаются ситуации, в которых оператору приходится справляться самостоятельно, поэтому здесь необходимо тщательно отработанное мастерство

Креативность, хорошие визуальные навыки, внимание к деталям – все это позволяет стать профи в своем деле

Специалисту необходимо самостоятельно осуществлять сборку и настройку оборудования, планирование различных ракурсов, решать проблемы, связанные с техническими или практическими вопросами. Оператор является достоянием любого телевизионного или кино-проекта, поскольку его усилия часто могут быть ключом к успеху. Оператор должен быть очень внимателен к деталям и способен действовать быстро и эффективно.

Курс операторского мастерства в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино» помогает приобрести профессиональные знания, либо улучшить уже имеющиеся. На лекциях и практических занятиях учащиеся знакомятся с такими техническими аспектами, как составление кадра, движение камеры и работа с освещением.

Также, в процессе обучения присутствует стажировка. Операторам необходимо будет экспериментировать и использовать полученный опыт в условиях, максимально близким к реальным ситуациям. Обучающиеся будут развивать свои навыки на всех крупных телевизионных и кино-студий под чутким наблюдением профессионалов.

Отличительная особенность высших операторских курсов заключается в том, что на всех занятиях учащиеся проходят практику с профессиональной техникой последней модели, что позволяет обучению идти в ногу со временем.

По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.

История профессии

Чтобы понять, кто такой кинооператор, лучше немного заглянуть в историю кино и назвать некоторые имена.

Первыми профессиональными кинооператорами, безусловно, стоит назвать братьев Люмьер с их «Прибытием поезда». Какой-то сценаристской или режиссерской работы в этом «ролике» не видно, но определенный эффект присутствия создала операторская работа.

Кинооператорами порой становились не только узкие специалисты, но и известнейшие режиссеры — например, Чарли Чаплин. Из более поздних стоит выделить Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Роберта Дауни-старшего, Квентина Тарантино и т.д.

Любопытно, например, что известнейший режиссер Стэнли Кубрик своего единственного «Оскара» получил не за режиссуру, а за лучшие визуальные эффекты — именно за операторскую работу.

Из отечественной операторской школы нельзя не отметить П.Е. Тодоровского, В.А. Рапопорта, Б.И. Волчека, П.Т. Лебешева, П.В. Клушанцева и многих других. Интересно, что последнего Джордж Лукас назвал «крестным отцом» «Звездных войн», а его наработки в плане спецэффектов использованы при съемках фильма «Терминатор-2: Судный день».

Оплата труда

Важные качества

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Знания и навыки

Профессия кинооператора требует специализированных знаний в индустрии кино, это, конечно же, умение обращаться с кинокамерой, осветительными приборами, а также отлично понимать в теории и на практике как работает свет, какие световые и текстурные эффекты можно применить для создания художественного образа фильма, как выразить настроение героев, как выделить с помощью световой композиции кадра главное и второстепенное. Он также знает как осуществляется монтаж кадров и какой материал необходимо отснять для каждой сцены. Кроме того, кинооператор знает историю кино и художественной фотографии, а также ему не обойтись без знаний из области истории живописи, которые помогают ему найти свой почерк в создании общей характерной композиции кинофильма.

Автор — Светлана Коровина.

Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector