Преподаватель университета

Отличительные черты университета

Университет является муниципальным или частным учебным учреждением, предоставляющим своим студентам высшее образование. Чаще всего такой вуз бывает узкопрофильным, то есть проводящим обучение только для одной отрасли. В университете можно окончить программу бакалавриата или магистратуры.

Этот вуз является более старой версией института. Первые заведения такого типа появились в IX веке и были доступны немногим, но сейчас их количество увеличилось во много раз. Выпускники университетов работают в разных сферах.

Университет — это какое образование считается, сегодня знают практически все. Современные учебные заведения такого типа обеспечивают подготовку кадров по разным специальностям. Их выпускники получают высшее образование. Иерархия в университете включает преподавателей с разными научными степенями.

Что такое вуз

Вопрос о грядущем поступлении волнует не только школьников, но и их родителей. В чем разница между университетом и институтом можно понять, лишь сравнивая десятки учебных заведений в поисках оптимального варианта. Каждый старается выбрать что-то наиболее престижное, а главное — с наивысшим качеством предоставляемых знаний.

Однако стоит помнить, что вопреки всеобщему мнению, статусность вуза никак не влияет на качество предоставляемых им знаний, а главное, не имеет значения даже престижность диплома. При приёме на работу на многие специальности диплом из условного МГУ приравнивается к соответствующему документу из областного политеха. Отличие же их больше в разнообразии предлагаемых факультетов и специальностей, а также особенностях учебного процесса: углубление в узкопрофильные дисциплины или создание прочной базы общих знаний у студента.

Вне зависимости от названия и статуса, высшее учебное заведение готовит квалифицированных специалистов во многих областях:

  • искусство;
  • право;
  • педагогическая деятельность;
  • наука и др.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Личностные качества ректора

Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:

  • стрессоустойчивым;

  • коммуникабельным;

  • ответственным;

  • требовательным.

Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.

Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.

Ученая степень: присудить

Ученая степень во многих странах
– это квалификация научного сотрудника, которая отражает достигнутый научный уровень.

В университетах западных стран существует следующая система академических и ученых степеней
:

  • Академические степени или квалификации
    – это бакалавр и магистр (в некоторых странах магистр рассматривается как ученая степень).

    • По правилам, принятых в странах Болонского процесса, бакалавр рассматривается как академическая степень, свидетельствующая о получении высшего образования. Иногда определяется как квалификация по определенной специальности.
    • Магистр – это следующая за бакалавром академическая степень, направленная на углубление специализации, полученного высшего профессионального образования.
  • Ученая степень (одна единственная):
    доктор философии (Ph.D.). Здесь имеется в виду не собственно сама философия, а наука вообще. Все перечисленные степени присуждаются университетами и научными учреждениями.

В России сегодня существует две системы подготовки специалистов
, имеющих академические степени и квалификации.

  • Первая состоит из подготовки бакалавров (4 года обучения) и магистров (6 лет обучения). Бакалавры и магистры изначально рассматривались в нашей стране как выпускники высших профессиональных учебных заведений. Причем степень бакалавра соответствовала высшему образованию первого уровня, которое было ниже степени магистра и квалификации дипломированного специалиста.
  • Вторая система еще с советских времен выпускает дипломированных специалистов с 5-летним сроком обучения.

Ученых степеней в России также две: кандидат наук и доктор наук
. Ученая степень присуждается на основе защиты кандидатской или докторской диссертации Учеными советами ВУЗов и утверждаются Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ по определенной научной специальности, отражаемой в шифре и названии отрасли знания. Например, кандидат исторических наук или доктор биологических наук.

Что такое факультет в вузе

Иерархия в университете:

  1. Ректор;
  2. Проректоры и Ученый совет;
  3. Деканы факультетов;
  4. Руководители кафедр;
  5. Профессорско-преподавательский состав.

Декан — руководитель факультета

Работа факультета осуществляется под руководством декана. Он полностью за все сферы деятельности, несет ответственность за выполнение всех предписанных норм и правил, издает все распоряжения, касающиеся и студентов, и преподавателей. Назначение декана происходит на основании результатов выборов, чаще всего, их проводят в режиме тайного голосования членов Ученого совета вуза. После этого кандидатура должна быть утверждена ректором. Выборы на все руководящие должности факультета университета (в том числе и декана) проводятся каждые пять лет.

Ученый совет

Ученый совет, который проводит выборы и предлагает кандидатуру декана ректору, также переизбирается каждые пять лет. В него входят некоторые представители профессорско-преподавательского состава, студенты и сотрудники вуза. Председатель Ученого совета – ректор. Он назначает проректоров, которые помогают развивать университет в различных направлениях. Далее идут непосредственно руководители факультетов, т.е. деканы.

Кафедра — структурная единица вуза

Кафедра это объединение преподавательского состава учебного заведения по одной или нескольким специальностям. Заведующие кафедрами, так же как и прочие должности, выбираются путем тайного голосования Ученого совета, а затем утверждаются ректором.

Профессорско-преподавательский состав

Особенности факультета в университете

Следующая структурная единица – это непосредственно профессорско-преподавательский состав, который также выбирается на конкурсной основе. Требования к преподавателям вуза – наличие образования по специальности, обязательно должна быть окончена аспирантура. Только она дает право преподавать в высших учебных заведениях. Преподавательские должности в вузе бывают следующие: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор.

  • Ассистент – самая младшая преподавательская должность. На ней работают те, кто еще не имеет ученой степени или те, у кого недостаточного опыта преподавательской деятельности. Чаще всего, в обязанности ассистента входит проведение лабораторных или практических занятий со студентами.
  • Старшим преподавателем могут работать те, у кого есть большой педагогический опыт, даже если еще нет ученой степени, но они находятся на стадии ее получения. Старшие преподаватели могут читать лекции, проводить практические занятия и руководить курсовыми, а иногда и дипломными работами.
  • Доцент – это не только должность, но и ученое звание. Доцент должен иметь ученую степень кандидата наук, а также большой опыт преподавания в вузе.
  • Профессор – это высшая преподавательская должность в вузе и научное звание. Решение о присвоения этого звания принимается Ученым советом и ректором вуза. Профессоры могут заниматься любой деятельностью, в том числе ведут занятия в аспирантуре и докторантуре.

Академическая группа как первичный студенческий коллектив

По-другому она называется студенческой группой. Это объединение студентов, которое имеет свои закономерности и нюансы. Академическая группа создается автоматически и обусловлена необходимостью ведения учебной деятельности после поступления в вуз. При образовании таких групп следует учитывать:

Дружный студенческий коллектив

  • все студенты являются членами вновь созданного коллектива, в котором проходят обучение в течение 5 лет;
  • между обучающимися и преподавателями формируются устойчивые отношения для решения организационных и учебных вопросов;
  • ежедневно студенты общаются друг с другом, обмениваются сведениями, формируют новые интересы, а также удовлетворяют духовные потребности;
  • преподаватели и руководство вуза легко может проследить рост всех студентов в разных областях.

Становление любого коллектива является довольно сложной процедурой, причем студенты сталкиваются не только с подъемами, но и остановками, противоречиями, конфликтами и разными проблемами.

Требования к ученому званию доцента ВАК в 2020-2021

Получение ученого звания доцент связано с определенными сложностями. Перед началом подачи документов необходимо ознакомиться с официальным Постановлением Правительства РФ  (№1139 от 10.12.2013 г. «О порядке присвоения ученых званий»), а также Приказом Минобрнауки РФ (№ 1620 от 25.12.2014 г. «О регламенте по присвоению ученых званий»).

В этих указах устанавливаются критерии присвоения звания доцента ВАК, которым соискатель должен соответствовать. Чтобы стать обладателем аттестата доцента в 2020 году, необходимо соблюсти следующие пункты:

  1. Ученая степень доктора наук или кандидата наук;
  2. Стаж  научной  и  педагогической  деятельности не менее 5 лет в высших учебных заведениях;
  3. Педагогическую деятельность не менее чем на 0,25 ставки;
  4. Читать курсы  лекций и проводить практические занятия по выбранной научной специальности, указанной в аттестационном деле;
  5. Соискатель имеет всего неменее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов(в том числе в соавторстве).

Список документов для получения звания доцента

Важным моментом является количество опубликованных работ. Это должны быть:

  • 1 монография или 1 учебник с грифом Министерства образования и науки;
  • 2 учебных, методических издания или 2 научные работы в рецензируемых изданиях – это количество работ должно быть выполнено за 3 последние года перед тем, как будут поданы документы на получение соответствующего аттестата;
  • копия трудовой книжки;
  • копия диплома кандидата наук;
  • справка о педагогической работе.

Для тех, кто является претендентом на получение звания доцента в области искусств или физической культуры, существует определенная специфика. Так, в этом случае необходимо наличие таких наград и отличий, как мастер спорта, лауреат, чемпион на конкурсах не ниже чем общероссийского уровня. Также засчитывается заслуженный артист. Если имеются воспитанники, получившие звание лауреатов или чемпионов на конкурсах, проводимых на уровне страны.

Рассмотрение аттестационных документов проходит многоступенчатую процедуру. На первом этапе рассматривается комплект документов на кафедре (факультете). При положительном заключении папка с материалами передается на рассмотрение президиуму ВАК. Ученый совет принимает решение – возможно присвоение звания доцента ВАК соискателю или нет.

После того как ученым советом принято положительное решение, весь комплект документов передается в Министерство образования и науки. В течение срока, не превышающего 6 месяцев, ими выдается положительное или отрицательное заключение. Приказы о присвоении ученого звания доцента можно отследить на сайте ВАК.

Подробная информация на сайте министерства.

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки

Российская Федерация

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней:

Список кандидатских степеней по отраслям науки и их сокращения
Название степени Сокращение согласно (недействующему)приказу Миннауки РФ Используемые в РАН сокращения
Кандидат архитектуры канд. архитектуры к. арх.
Кандидат биологических наук канд. биол. наук к. б. н.
Кандидат ветеринарных наук канд. ветеринар. наук к. вет. н
Кандидат военных наук канд. воен. наук к. воен. н.
Кандидат географических наук канд. геогр. наук к. г. н.
Кандидат геолого-минералогических наук канд. геол.-минерал. наук к. г.-м. н.
Кандидат искусствоведения канд. искусствоведения к. иск.
Кандидат исторических наук канд. ист. наук к. и. н.
Кандидат культурологии канд. культурологии к. культ.
Кандидат медицинских наук канд. мед. наук к. м. н.
Кандидат педагогических наук канд. пед. наук к. пед. н.
Кандидат политических наук канд. полит. наук к. полит. н.
Кандидат психологических наук канд. психол. наук к. п. н.
Кандидат сельскохозяйственных наук канд. с.-х. наук к. с.-х. н.
Кандидат социологических наук канд. социол. наук к. социол. н.
Кандидат теологических наук канд. теол. наук к. теол. н.
Кандидат технических наук канд. техн. наук к. т. н.
Кандидат фармацевтических наук канд. фарм. наук к. фарм. н.
Кандидат физико-математических наук канд. физ.-мат. наук к. ф.-м. н.
Кандидат филологических наук канд. филол. наук к. ф. н.
Кандидат философских наук канд. филос. наук к. филос. н.
Кандидат химических наук канд. хим. наук к. х. н.
Кандидат экономических наук канд. экон. наук к. э. н.
Кандидат юридических наук канд. юрид. наук к. ю. н.

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года. До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

Аббревиатуры учёных степеней были установлены Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998 году для целей заполнения форм, сопровождающих обязательные экземпляры диссертаций, положение в настоящее время отменено.

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук.

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 1.4.4 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация — одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Украина

Список степеней, присуждаемых украинским учёным, в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук — степени кандидата наук по национальной безопасности нет.

О соответствии ученых и академических званий и степеней воинским званиям и различным должностям

Условное соответствие академических статусов воинским званиям:- бакалавр — младший лейтенант (как правило, и тот и другой — недоучки, учившиеся по некой ускоренной/сокращённой/незавершённой программе);- магистр/специалист или преподаватель – лейтенант;- старший преподаватель или докторант PhD — старший лейтенант; — кандидат наук или доктор PhD – капитан;- кандидат наук, доцент — майор (имеется в виду наличие учёного звания доцента);- доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – подполковник;- доктор наук, профессор — полковник (имеется в виду наличие учёного звания профессора);- член-корреспондент Академии — генерал-майор (члены Академий наук — штатские генералы);- действительный член (академик) Академии — генерал-лейтенант;- академик, ректор вуза — генерал-полковник;- академик, ректор Национального вуза — генерал армии;- министр образования и науки – маршал.Интересно сопоставить академические статусы с гражданскими и военными чинами в Российской империи:- бакалавр — провинциальный секретарь или прапорщик;- магистр/специалист или преподаватель – губернский секретарь или подпоручик;- старший преподаватель или докторант PhD — коллежский секретарь или поручик; — кандидат наук или доктор PhD – титулярный советник или капитан;- кандидат наук, доцент — коллежский асессор или майор; — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – надворный советник или подполковник;- доктор наук, профессор — коллежский советник или полковник; — член-корреспондент Академии – статский советник или бригадир;- действительный член (академик) Академии – действительный статский советник или генерал-майор;- академик, ректор вуза — тайный советник или генерал-лейтенант;- академик, ректор Национального вуза – действительный тайный советник или генерал от инфантерии (генерал-аншеф);- министр образования и науки – канцлер или генерал-фельдмаршал.Уставное обращение, соответственно классу:- «Ваше благородие» — ко всем лицам с высшим образованием, но не имеющим ученого звания (то есть до кандидата наук или доктора PhD – титулярного советника или капитана);- «Ваше высокоблагородие» – к лицам, имеющим ученые звания доцента или профессора и занимающим соответственно одноименную должность (от доцента — коллежского асессора или майора до профессора — коллежского советника или полковника);- «Выше высокородие» — к членам-корреспондентам Академии – статским советникам или бригадирам;- «Выше превосходительство» — к академикам, занимающим высшие руководящие должности в «обычных вузах» —  действительным статским советникам или генерал-майорам и тайным советникам или генерал-лейтенантам;- «Выше высокопревосходительство» к обладателям двух наивысших в  иерархии должностей.Забавно выглядят сопоставление наименований консультантов разного уровня в сетевых компаниях с различными академическими статусами:- консультант – студент колледжа;- старший консультант – выпускник колледжа;- вице-директор – студент вуза;- директор – бакалавр;- серебряный директор – магистрант;- золотой директор – магистр;- рубиновый директор – магистр, преподаватель;- бриллиантовый директор – магистр, старший преподаватель или докторант PhD; — исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD;- золотой исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, преподаватель, без ученого или академического звания;- рубиновый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, старший преподаватель, без ученого или академического звания;- бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент кафедры, академический доцент;- дважды бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент по званию и по должности;- золотой Вице-президент — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор;- рубиновый Вице-президент — доктор наук, профессор;- бриллиантовый Вице-президент — доктор наук, профессор, в должности заведующего кафедрой, декана, проректора;- Президент — доктор наук, профессор, член-корр. в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации; — Президент-миллионер — доктор наук, профессор, академик в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации.

Когда появились старосты или немного истории

Сейчас старосты есть в школах и ВУЗах, а кем они были задолго до нашего рождения?

Староста — «старший», «старшина», возглавляющий, руководящий группой людей, появился еще в древней Руси.

Эта должность чаще всего была выборной, и сами члены общины могли выбрать себе начальника.

В некоторых случаях старост назначали князья или их ближайшее окружение для того, чтобы они могли выполнять определенные обязанности:

  • собирать подати;
  • рассматривать и разрешать споры;
  • контролировать использование земель.

Слово «староста» произошло от «старший», «старейшина»

В 18-19 веках сельские старосты возглавляли сельские поселения.

Церковные же – обеспечивали ведение церковного хозяйства.

Староста должен был хорошо знать людей общины или прихожан и уметь доводить до них указы и распоряжения, а также контролировать их выполнение.

Что же изменилось с тех времен и что мы понимаем под словом «староста» сейчас?

Порядок получения степени

Работа над диссертацией обычно проводится в период аспирантуры, который называется аспирантура . Он выполняется либо в образовательном учреждении (например, университете ), либо в научно-исследовательском учреждении (например, в сети институтов Российской академии наук ). Его также можно проводить без прямого подключения к академии. В исключительных случаях степень кандидата наук может быть присуждена на основании опубликованных научных работ без написания диссертации. В области экспериментальных наук диссертация основана на независимом исследовательском проекте, проводимом под руководством профессора, результаты которого должны быть опубликованы как минимум в трех статьях в рецензируемых научных журналах.

Необходимым условием является прохождение курсов философии и иностранного языка, а также сдача квалификационного экзамена, называемого «кандидатский минимум». В Советском Союзе кандидатский минимум включал экзамены по специальности «диссертант», по выбранному им иностранному языку и по научному коммунизму . В постсоветской России и других постсоветских государствах последний экзамен был заменен экзаменом по философии , а недавно в России — по истории и философии науки ; в Украине это все еще философия.

Диссертация представляется («защищается») перед комитетом, называемым диссертационным советом, который аккредитован при образовательном или научном учреждении. Совет состоит из около 20 членов, которые являются ведущими специалистами (включая академиков) в области диссертации, которые были отобраны и уполномочены работать в Совете. Резюме диссертации должно быть опубликовано перед публичной защитой в виде «автореферата» тиражом около 150–200 экземпляров и распространено среди крупных исследовательских организаций и библиотек. Соискатель степени должен иметь официального «научного руководителя». Диссертация должна быть представлена ​​вместе с официальными отзывами нескольких рецензентов, называемых «оппонентами». В процедуре , называемой «защитой диссертации» диссертация суммируются перед Комиссией, а затем выступлениями противников или чтением своих ссылок и ответов на замечания оппонентов и вопрос членов комиссии со стороны стремящегося .

Если защита будет успешной (66,6% голосов при тайном голосовании членов Совета), она рекомендуется, а затем должна быть одобрена центральным советом штата, называемым Высшей аттестационной комиссией или «Высшей аттестационной комиссией» или ВАК ( или аналогичным органом в других странах). Однако с конца 2010-х диссертационные советы, аккредитованные при некоторых всемирно известных образовательных учреждениях, таких как Московские и Санкт-Петербургские государственные университеты или ведущие исследовательские центры, освобождаются от необходимости отправлять защищенные диссертации в ВАК для проверки. По состоянию на 2021 год таких организаций было 29 (см. Полный список ).

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector