Фильтры.

На большой части современных автомобилей для очистки воздуха и масла приминяют фильтры со сменными элементами из специального картона. Этот картон имеет сквозные поры определенного размера, а для достижения необходимой прочности и водостойкости он пропитан синтетической смолой.

Такие фильтры обладают очень высоким качеством очистки: они задерживают почти все загрязняющие частицы, содержащиеся в воздухе или масле, причем со временем качество очистки даже улучшается, так как поры в результате частичного забивания грязевыми отложениями становятся меньше. Однако это не означает, что фильтрующий элемент может работать как угодно долго без замены: при закупорке определенного количества пор сильно возрастает гидравлическое сопротивление элемента, что у масляного фильтра, например, приводит к перепуску неочищенного масла через клапан (т.е. практически к прекращению фильтрации), а у воздухоочестителя - к нарушению смесеобразованию и ухудшению мощностных и экономических показателей двигателя. Поэтому следует очень строго соблюдать рекомендуемые заводами сроки смены фильтрующих элементов.

При отсутствии запасного элемента воздухоочистителя можно восстановить загрязненный от пыли старый, снятый с автомобиля. Для этого с него удаляют наружное кольцо из капронового войлока (оно больше не потребуется), а сам элемент обдувают снаружи и изнутри струей сжатого воздуха, постукивая при этом ребром об деревянную поверхность. Элемент, очищенный таким способом по качеству фильтрации не хуже нового, но имеет вдвое меньший срок службы до замены. Восстанавливать вышеописанным способом один и тот же элемент можно не более двух раз.

В том случае если элемент воздухоочистителя имеет следы копоти или замасливания, то очистка его струей воздуха не принесет желаемых результатов. Такой элемент промывают в теплой (40-50°С) растворе моющего вещества (любой стиральный порошок для синтетических и хлопчатобумажных тканей) с концентрацией 20г на литр воды, затем в чистой теплой воде и просушивают при комнатной температуре. Элемент, восстановленный таким образом, способен работать до замены приблизительно втрое меньше, чем новый.

При обслуживании фильтров следует обращать внимание на исправность уплотнений, не позволяющих воздуху или маслу идти в обход фильтрующего элемента. У воздухоочистителей роль уплотнений играют кольцевые выступы на торцах пластмассовых обичаек, у масляного фильтра ("Москвич", "Волга" ГАЗ-24) - резиновые уплотнительные кольца. Наличие следов пыли на внутренней поверхности корпуса воздухоочистителя служит верным сигналом о существовании неплотности, через которую двигатель пропускает неочищенный воздух. Неплотности в местах соединений частей корпуса воздухоочистителя можно заделать эпосксидной шпаклевкой или законопатить кусочками ваты.

Особенности обращения с генератором.

Генераторы переменного тока с кремниевым выпрямительным блоком, которым оснащены все современные легковые автомобили, требуют деликатного обращения.

Никогда не проверяйте исправность генератора на "искру", как это делали с генератором постоянного тока. Даже кратоковременное замыкание положительной клеммы генератора на "массу" наверняка выведет из строя выпрямительные полупроводниковые диоды.

Не пускайте двигатель, если клемма "+" генератора отсоиденена от схемы электорооборудования, так как при этом на выпрямительные диоды будет поступать повышенное, опасное для них напряжение.

Если на автомобиле проводятся электросварочные работы, то генератор рекомендуется отсоединить от остальной схемы электрооборудования во избежании пробоя диодов за счет перепада напряженя, возникающего на корпусных деталях автомобиля при прохождении сварочного тока.

Зимой.

В метель и особенно при оттепелях не ставьте автомобиль близко к дому – падающие сосульки могут его повредить.

Крышу автомобиля перед поездкой очищайте от снега, так как подтаявший снег при торможении может сползти на лобовое стекло и закрыть видимость.

Если на улице морозно, не затягивайте ручной тормоз даже кратковременно: тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам, и вы не сможете тронуться с места.

Консервация автомобиля.

Многие автолюбители зимой не эксплуатируют свои машины. Какие меры нужно предпринять, чтобы за долгие месяцы зимней стоянки в ав-томобиле не возникло каких-либо неисправностей и повреждений?

В некоторых руководствах для автомобилистов приводится обширный перечень мероприятий, который якобы требуется выполнить перед постановкой автомобиля на длительное хранение. Тут и покрытие сидений и рулевого колеса специальными. чехлами, и слив масла из агрегатов, и обертывание карданных шарниров промасленной бумагой, и. многое другое. Опыт показывает, что при подготовке автомобиля к зимнему хранению в значительной части этих мероприятий нет реальной необходимости. Автомобиль успешно и безболезненно переносит хранение при условии выполнения следующего небольшого по объему комплекса мер.

Прежде всего следует тщательно вымыть и просушить автомобиль снаружи и снизу, а также произвести уборку салона. Зачистить обнаруженные места коррозии, обработать их "Антикором" и окрасить. Все болты и гайки снизу автомобиля для предупреждения коррозии обмазать солидолом. Кузов снаружи желательно обработать восковым консервирующим составом или "Автоконсервантом". Хромированные части протереть тампоном, пропитанным веретенным или другим жидким минеральным маслом; вместо этого можно их покрыть раствором 100 г строительного битума в 0,5 л неэтиллированного бензина.

Автомобиль следует поднять на подставки, чтобы разгрузить шины, рессоры и пружины подвески; из шин выпустить часть воздуха, понизив давление в них до 0,05...0,07 Mlla (0.5...0.7 кгс/см2).

У двигателя ослабить ремень привода вентилятора, спустить воду из системы охлаждения (если используется низкозамерзающая жидкость типа Тосол, сливать ее не следует).

Плотно заткнуть тампонами из промасленной тряпки отводящую трубку глушителя и воздушный патрубок карбюратора (предварительно сняв воздухоочиститель). Эта мера предохраняет от коррозии внутренние детали двигателя, тик как не позволяет потокам воздуха заносить а двигатель коррозионно-активные газы из глушителя.

Заливать масло в цилиндры (как иногда рекомендуют) не обязательно. так как рабочая поверхность цилиндров, отполированная поршневыми кольцами. достаточно хорошо сопротивляется коррозии и практически никогда не ржавеет.

Не затягивайте стояночный тормоз: за зиму тормозные колодки могут намертво приржаветь к барабанам и весной придется выполнить крайне трудоемкую работу по их снятию и очистке.

Аккумуляторную батарею, если она вполне исправна и прослужила не более 2 лет, можно оставить на своем месте, отключив ее от бортовой сети и сняв наконечники проводов с клемм. Если батарея о неудовлетворительном состоянии или просто старая и имеет значительный саморазряд, то во избежание замерзания электролита ее следует снять с автомобиля и хранить в помещении, лучше прохладном.

Желательно, кроме перечисленных мероприятий, отсоединить нижние концы амортизатором от деталей подвески и сжать амортизаторы до отказа, утопив шток в корпус. Благодаря этому шток будет защищен от коррозии.

Если автомобиль стоит в гараже, то дверцы и. крышку багажника лучше оставить слегка приоткрытыми, чтобы дать свободу резиновым уплотнителям и предупредить их смятие.

При хранении автомобиля на открытой площадке можно накрыть его чахлом, однако чехол недолжен соприкасаться с поверхностью кузова. чтобы не испортить окраску. Лучше всего с помощью распорок приподнять чехол над кузовом, чтобы получилось подобие палатки. Воздушная прослойка сбережет окраску.

Приклейка бумаги к стеклу.

Иногда требуется к лобовому или заднему стеклу автомобиля прикрепить листок бумаги, например, талон, свидетельствующий о прохождении ежегодного техосмотра. Для этой цели рекомендуем воспользоваться обычным резиновым клеем или же клеем ПВА. Смажьте клеем всю оборотную сторону документа, приложите к стеклу и пригладьте рукой. Пусть Вас не смущает, что клей ПВА имеет белый цвет, после высыхания его пленка становится прозрачной. При необходимости наклейку легко удалить, размочив водой. Предостерегаем вас от применения для указанных целей конторского (силикатного) клея: он разъедает поверхность стекла и оставляет на нем ничем не устранимые пятна.

Улучшение очистки стекла.

Если в бачок омывателя лобового стекла добавить 1...2 см3 автошампуня, то очистка стекла станет лучше: исчезнут жировые пятна, с которыми обычно не справляются щетки стеклоочистителя, стекло станет прозрачным и чистым.

Замена колеса.

Такая несложная на первый взгляд операция, как замена колеса, требует определенной сноровки и умения. Об этом свидетельствуют многочисленные "травмы" автомобиля в виде оторванных гнезд для домкрата, измятых порогов, которые наносят своим любимцам не слишком опытные водители. А иногда страдают и люди.

Правильный порядок действий при замене колеса должен быть следующим. Включите первую передачу, хорошо затяните стояночный тормоз и под колеса с противоположной стороны автомобиля подложите клинья-упоры. Клинья нужно обязательно слегка дослать молотком, иначе они не очень надежно будут предохранять автомобиль от перемещения.

Затем достаньте запасное колесо, положите его на землю ( к автомо-билю прислонять его не следует) и ослабьте гайки поврежденного колеса. Далее приподнимите автомобиль домкратом, отверните гайки крепления, снимите неисправное колесо и положите его на землю. Теперь поставьте запасное колесо, наживите и затяните ключом насколько возможно гайки или болты крепления, опустите машину на землю и окончательно подтяните гайки (болты). Уберите на место снятое колесо и вытащите клинья из-под колес.

Хранение запасных ключей.

Что может быть досаднее, если. вы случайно заперли ключи зажигания и от дверей внутри автомобиля или просто их потеряли? Лопасть внутрь автомобиля, не причинив ему повреждений, не так легко. Поэтому советуем постоянно возить с собой запасные ключи, завернув их в кусок пластиката и укрепив где-нибудь в потайном месте снаружи автомобиля, например, в полости бампера, за облицовкой радиатора или в другом подобном месте.

Технический дневник.

Рекомендуем автомобилистам вести специальный дневник, куда заносить такие сведения, как, например, даты и объем технического обслуживания машины, количество израсходованного бензина, долитого масла и другие. Такой дневник может принести большую пользу. Например, если вдруг заметно увеличивается расход топлива на 100 км пробега, то это может явиться первым сигналом о какой-нибудь неисправности двигателя или ходовой, части.

Личная карточка.

К сожалению, каждый из автолюбителей может стать участником несчастного случая, жертвой собственной или чужой неосторожности. Учитывая это, советуем каждому водителю в бумажнике или в водительском удостоверении всегда держать специальную карточку из плотной бумаги, на которой написаны следующие сведения: фамилия. имя и отчество; домашний адрес, куда и кому сообщить о несчастном случае; данные о паспорте (номер, серия, кем и когда выдан). Если вы страдаете хроническим заболеванием, укажите, какое это заболевание и как можно вам помочь при внезапном его обострении, прочие необходимые сведения.