Что входит в понятие безопасности транспортного средства?

Каждый отдельный автомобиль при условии его исправности вносит свою лепту в безопасность дорожного движения.

Разработчики транспортных средства предусмотрели множество нюансов, которые призваны обеспечить безопасность водителей и пассажиров машин. Все эти нюансы делятся на две большие категории: активную и пассивную.

Активная безопасность транспортного средства

Люди в машине не попадут в опасную для жизни ситуацию, если автомобиль благодаря эксплуатационным свойствам сможет избежать ДТП. Для снижения риска дорожно-транспортных происшествий в автомобилях предусмотрены такие конструкционные особенности:

  • АБС тормозов. При резком торможении антиблокировочная система позволяет сохранить управляемость автомобилем. При этом АБС сокращает тормозной путь и позволяет изменить траекторию движения машины во время торможения, чтобы маневр позволил избежать столкновения. Современная антиблокировочная система позволяет также избежать пробуксовки и имеет электронного контроля устойчивости машины. Задействование АБС позволяет водителю воспользоваться помощью электронного устройства при экстренном торможении. АБС зарекомендовала себя настолько хорошо, что ее начали устанавливать на мотоциклы, автоприцепы, шасси самолетов.
  • Антипробуксовочная система, позволяющая контролировать сцепление колес ведущей пары с дорожным покрытием. АПС незаменима на скользкой дороге (например, грунтовке после дождя).
  • Система электронного контроля устойчивости, которая призвана в момент выполнения маневра предотвратить занос машины. Для этого система принимает на себя контроль за одним или нескольким колесами. ЭКУ в экстремальных ситуациях показала себя как наиболее эффективный способ предотвращения ДТП.
  • Система распределения тормозных усилий — разновидность АБС, которая может быть задействована не только в случае экстренного торможения но и обычном движении транспортного средства. Эта конструкционная особенность при передаче тормозных усилий к колесам регулирует степень фиксации колеса настолько, чтобы машина сохраняла управляемость и устойчивость. Особенно важно это на дорогах со скользким покрытием, где сцепление с поверхностью дороги у каждого колеса отличается. При применении этой системы снижается риск изменения траектории и заносов.
  • Электронная блокировка дифференциала. При передаче крутящего момента к колесам используется спецальная система – дифференциал. Блокировка дифференциала позволяет избежать ситуации, когда то колесо, у которого плотное сцепление с поверхностью, не способно направлять машину, так как у него недостаточно силы, а колесо, которое пробуксовывает или вращается в воздухе, крутится бесцельно. При задействовании блокировки обе полуоси получают одинаковый импульс крутящего момента.
  • Парктроник – оборудование, которое благодаря ультразвуковым датчикам измеряет расстояние к ближайшему препятствию. Если препятствие находится в опасной близости, парктроник предупреждает водителя при помощи звукового сигнала или выводит информацию на дисплей.
  • Круиз-контроль – оборудование, которое позволяет поддерживать относительно стабильную скорость при передвижении.
  • Системы помощи при спуске и подъеме.
  • Ручной тормоз применяется для фиксации автомобиля на склоне или стоянке.

Пассивная безопасность транспортного средства

Пассивные средства безопасности – способ снизить последствия для пассажира и водителя, если ДТП все-таки произошло. Для этого в конструкции автомобиля предусмотрены такие элементы:

  • Ремни безопасности (на всех авто), подушки безопасности (на современных транспортных средствах).
  • Подголовники, благодаря которым, если автомобиль сзади ударит другое транспортное средство, снижается риск повреждения шейных позвонков водителя и пассажира.
  • Бамперы, принимающие на себя первый удар. Во многих случаях автомобиль остается невредимым, приходится после небольшого ДТП просто устанавливать новый бампер.
  • Мягкие элементы передней панели, которые позволяют минимизировать травмы людей на передних сиденьях.
  • Складывающаяся рулевая колонка поможет водителю в случае ДТП избежать смертельно опасного повреждения грудной клетки.
  • Травмобезопасная система педального управления. При ДТП водитель получит минимум травм ног, поскольку педали отделяются.
  • Безопасные стекла. Пленка триплекс не позволит треснувшему стеклу рассыпаться по салону, а особая формула материала, из которого изготавливают автомобильные стекла, позволяет исключить появление острых осколков в случае, если окно все-таки разбилось вдребезги.
  • Система перемещения двигателя при ДТП. В современных автомобилях двигатель и другие массивные детали при лобовом столкновении не влетают в салон, а падают под дно машины.

Особое внимание уделяется прочности каркаса автомобиля. Некоторые детали, как мы уже отмечали, сминаются, поглощая силу удара. Но каркас, который защищает людей в транспортном средстве, должен сохранять форму при самых сильных ударах. Именно состояние каркаса исследуют после проведения краш-тестов. Авто, каркас которого не проходил этих испытаний, в масштабное производство не пускают.

Перечисленные особенности конструкции позволяют и водителю, и пассажирам пережить дорожно-транспортное происшествие с минимальными травмами.

Опубликовано: 04.03.18