Остановка и отработка приемов парковки
Вы продолжаете движение по улицам города и хотите остановить автомобиль. Надо уметь это делать.

Автомобиль нельзя останавливать на улице — где вам хочется и как угодно. Останавливать автомобиль надо в определенных местах, где:

— вы не будете создавать помех для других участников движения;

— ваш автомобиль не будет поврежден другими транспортными средствами;

— вам это будет удобно и безопасно сделать;

— это не противоречит ПДД.
При выборе места для стоянки вы должны руководствоваться не только требованиям ПДД, но и также здравым
смыслом. Вы должны научиться подъезжать к тротуару так, чтобы не касаться колесами его бордюра, но одновременно
останавливаться не далее нескольких сантиметров от него. Проезжая часть в основном предназначена для движения транспортных средств, а не для стоянки вашего авто­мобиля. Если на данной улице нет места для стоянки или ваш автомобиль мешает движению других транспортных средств, то лучше его не ставить на проезжей части, а заехать на ближнюю пересекаемую улицу или дворовую площадку. ПДД разрешают ставить легковые автомобили и мотоциклы на тротуары, не мешая движению пешеходов. Но, если вы поставили свой автомобиль на тротуар и пешеходы должны выходить на проезжую часть, чтобы обойти ваш автомобиль, то вы мешаете движению пешеходов. Вы можете поставить свой автомобиль на тротуар как при наличии табличек 7.6.2. — 7.6.9. «способ постановки транспортных средств на стоянку», так и без них, но способом, указанным на них. Если вы поставите автомобиль иначе, это создаст беспорядок и ограничит удобства как для других водителей, так и для пешеходов, и особенно граждан, проживающих в этом районе.

При въезде на тротуар часто необходимо заезжать на бордюрный камень. Въезжать на бордюрный камень, если это возможно, следует перпендикулярно к нему, очень мед­ленно и с мягким наскоком сначала передними колесами, а затем задними. Таким образом вы избегаете повреждения шин и пробуксовки колес.

Вы должны хорошо знать одиннадцать мест, где запрещается ставить автомобиль на остановку и стоянку. То есть это те места, где даже останавливаться нельзя. И три места, где стоянка запрещена, а остановку делать можно. Все эти места подробно описаны в ПДД.

Ставить транспортное средство надо всегда с правой стороны, как можно правее на обочине, а если ее нет — на краю проезжей части, в один ряд. Только мотоциклы без бокового прицепа можно ставить в два ряда. Как исключение, только в двух случаях, в населенных пунктах можно ставить с левой стороны:

— на дороге с односторонним движением, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой 3,5 т для проведения погрузочно-разгрузочных работ;

— на двухполосной двухсторонней дороге при отсутствии посередине дороги трамвайных путей. Рассмотрим второй случай более подробно.

На узкой дороге, имеющей две полосы, вы подъехали на автомобиле Б к своему дому и поставили свой автомобиль * в положение Б1 справа, а напротив ваш сосед уже поста­вил автомобиль в положение А, тоже справа. В этом случае между вами очень трудно разъехаться другим транспортным средствам. Лучше, если вы поставите свой авто­мобиль с левой стороны в положение Бг или развернетесь и поставите справа в положение Б3. Это увеличивает безопасность на вашей улице. Разумеется, нужно соблюдать особую осторожность при движении «против течения» по встречной полосе и при трогании с места стоянки.

Ставить автомобиль на стоянку надо точно и аккуратно, на одной линии с другими автомобилями, стараясь занимать как можно меньше места.

Иногда вы можете увидеть, как другой водитель, пренебрегая дорожным знаком или местом, где ему запрещено ставить автомобиль даже на остановку, остановился и стоит там уже длительное время. Такой водитель забывает, что правила следует выполнять не только потому, что за их нарушение грозит наказание. Ведь выполнение требований правил дорожного движения обеспечивает безопасность движения и удобства для движения других участников движения.

Поэтому никогда не включайте аварийную сигнализацию для оправдания остановки в запрещенном месте; не следуйте примеру других водителей, которые ставят свои автомобили в запрещенных местах.

Еще одно важное замечание. При выходе из автомобиля на проезжую часть дороги с левой стороны вы должны соблюдать особую осторожность. Внезапное открытие двери для других участников движения может создать много хлопот. Выходить из автомобиля надо быстро и немедленно закрыть двери. Подобную осторожность следует соблюдать и при посадке в автомобиль, вы не должны позволять своим пассажирам ни входить, ни выходить из автомобиля со стороны проезжей части, так как это очень опасно.

Правила разрешают производить посадку со стороны проезжей части, если это нельзя сделать со стороны тротуара, и приняты меры безопасности. Что вы должны сделать, чтобы выйти из автомобиля, мы рассмотрели раньше. Но есть еще один практический совет. Выработайте у себя привычку: прежде чем захлопнуть двери, нужно взять с собой ключи от замка зажигания, а если есть, то и от дверей. Не оставляйте их в автомобиле! Дверь можно захлопнуть с блокированным замком, но открывать их нужно снаружи ключами. Имейте тайник снаружи автомобиля, где вы можете хранить запасные ключи. Если вы оставите ключи в запертом автомобиле или потеряете их, у вас может появиться очень много хлопот. В темное время суток при остановке автомобиля на неосвещенном участке дороги вы должны:

— включить габаритные огни;

— если габаритные огни не работают, включить аварийную сигнализацию;

— если аварийная сигнализация не работает, выставьте знак аварийной остановки или красный фонарь в населенном пункте не менее чем за 15 м, а вне населенного пункта — не менее 30 м в сторону худшей видимости;

— если указанного нет, принимайте все меры, чтобы обозначить стоящее транспортное средство в темное время суток и чтобы другие водители смогли заранее вас обнаружить.

Паркование — от английского слова «park» — постановка транспортного средства на стоянку — один из важнейших элементов движения транспорта. Имеется много приемов парковки автомобиля. Перед парковкой проверьте, достаточно ли места, чтобы поставить автомобиль, сможете ли вы или ваш сосед свободно открыть дверь автомобиля.

Прежде чем припарковаться, посмотрите в зеркала заднего вида и подайте предупредительный сигнал; снизьте скорость и убедитесь еще раз, нет ли рядом пешеходов или других автомобилей, которые также хотят воспользоваться этим местом; займите правильное положение передом или задом перед парковкой; паркуйтесь аккуратно и старайтесь сделать так, чтобы после полной остановки колеса автомобиля стояли прямо; при парковке двигайтесь медленно, чтобы действие рулевого колеса имело наибольший эффект и у вас было время скорректировать движение автомобиля.

Вы подъезжаете к месту стоянки автомобилей, где только одно свободное место, как показано на рисунке.

Как вы будете заезжать на него? Передом? Если свободного пространства между автомобилями много, это сделать легко. Но в настоящее время место бывает ограничено. Тогда остается только один выход — заезжать задним ходом. Зато выезжать вам будет легко;

— проезжаете вперед и занимаете позицию вдоль стоянки так, чтобы интервал между вашим автомобилем и стоящим был около 50 см;

— включаете правый поворот, через зеркало заднего вида вы должны увидеть, что капот вашего багажника находится на уровне капота двигателя стоящего автомобиля, за которым вы хотите ставить свой автомобиль;

— в конце остановки перемещайте колеса до упора вправо, вращая рулевое колесо вправо;

— начинаете медленно двигаться назад. Через заднее стекло смотрите на свое правое заднее крыло, чтобы оно прошло вблизи левого переднего крыла стоящего автомобиля (при первых постановках для наблюдения используйте помощников);


— когда заднее правое крыло проходит, то внимание перенесите на левое заднее крыло;

— постоянно держите в поле зрения левое переднее крыло, чтобы оно никого не задело;

— как только багажник вашего автомобиля занимает свое место в промежутке между стоящими автомобилями, начинайте быстро поворачивать рулевое колесо влево до прямолинейного положения колес и смотрите через заднее стекло назад, чтобы автомобиль заехал параллельно стоящим автомобилям;

— выключите двигатель и включите переднюю передачу.
Часто места стоянки делают под углом к проезжей части. Сложность парковки под углом связана с тем, что у вас мало места для маневра и ограниченная видимость. Для въезда на стоянку передом проезжаете вперед вдоль стоянки, выбираете себе место для парковки, как показано на рисунке.

— в положении 1 включите указатель правого поворота;

— в положении 2 интервал до стоящих автомобилей должен быть не менее 1,5 м (больше, чем при движении задним ходом). Когда лобовое стекло вашего автомобиля поровняется с левым задним крылом автомобиля, за которым вы хотите парковаться, быстро поворачивайте рулевое колесо вправо;

— в положении 3 начинайте выравнивать автомобиль, вращая рулевое колесо влево;

— следите за передним левым и задним правым крыльями, чтобы не задеть стоящие рядом автомобили;

— в положении 4 ваш автомобиль должен встать параллельно стоящим автомобилям и дорожной линии разметки;

— продолжаете движение до тех пор, пока переднее правое колесо не упрется в бордюрный камень или передний бампер своей правой частью не станет над дорожной разметкой;

— выключите двигатель;

— включите заднюю передачу.
Для выезда с этой стоянки необходимо внимательно осмотреть обстановку сзади (смотри тот же рисунок) и:

— в положении 4 включаете заднюю передачу, если она не была включена;

— включите правый поворот;

— медленно начинайте движение прямо назад;

— уступите дорогу пешеходам и другим транспортным средствам;

— в положении 3, когда задний бампер вашего автомобиля поравняется с задним бампером автомобиля, стоящего справа, притормозите и еще раз оцените обстановку на дороге сзади;

— когда заднее стекло вашего автомобиля поравнялось с бампером автомобиля, стоящего справа или левое переднее крыло вашего автомобиля стало на уровне зад­него бампера автомобиля, стоящего слева, быстро начинайте поворачивать рулевое колесо вправо;

— следите за обстановкой сзади и левыми колесами своего автомобиля;

— в положении 2 начинайте вращать рулевое колесо влево, выравнивая автомобиль;

— находясь в положении 1, выключите правый указатель поворота, остановитесь и включите первую передачу, начинайте движение вперед.

Когда автомобиль стоит на стоянке вдоль тротуара параллельно дороге и свободное место между автомобилями ограничено, заезжать на стоянку лучше также задним ходом, как показано на рисунке, для этого:

— займите положение 1 с интервалом до стоящего автомобиля около 50 см, параллельно этому автомобилю немного впереди, так чтобы правое заднее крыло было на несколько сантиметров впереди задней части стоящего автомобиля;

— включите правый поворот и заднюю передачу;

— медленно начинайте движение назад и энергично вращайте рулевое колесо вправо до упора;

— через заднее стекло следите за правым задним крылом; когда средняя стойка вашего автомобиля поравнялась с концом заднего крыла стоящего автомобиля, рулевое колесо энергично вращайте влево до упора;

— одновременно теперь следите за передним правым крылом вашего автомобиля;

— если правое крыло поравнялось с бампером стоящего автомобиля и проходит, начинайте вращать рулевое колесо вправо;

— одновременно наблюдайте за движением назад;

— постепенно начинайте выравнивать автомобиль, вращая рулевое колесо влево;

— когда автомобиль занял прямолинейное положение параллельно тротуару, движением вперед выравнивайте дистанцию между стоящими автомобилями спереди и сзади;

— выключите двигатель и включите заднюю передачу.
Начинать выезжать из такой стоянки надо медленно, начните задним ходом и:

— через заднее стекло наблюдайте за минимальным приближением к стоящему сзади автомобилю;

— включайте переднюю передачу и левый указатель поворота;

— убедитесь в безопасности движения, уступите дорогу пешеходам и другим транспортным средствам;

— энергично вращая рулевое колесо влево, медленно выезжаете;

— наблюдайте за передним правым крылом;

— как только это крыло поравнялось с задней частью левого заднего крыла впереди стоящего автомобиля и проходит, начинайте выравнивать автомобиль, вращая рулевое колесо вправо;

— наблюдайте за обстановкой на дороге и за задним крылом своего автомобиля;

— как только заднее крыло вашего автомобиля поравнялось с задним крылом стоящего автомобиля, энергично вращайте рулевое колесо вправо, выравнивая автомобиль параллельно стоящим автомобилям.

Если не получается с первого раза постановка, повторить надо все заново, только из положения 1; после постановки не старайтесь близко прижиматься к бордюру, это сильно затруднит выезд; при первых тренировках и постановках прибегайте к помощи других лиц.

При парковке на уклонах надо предпринимать меры, препятствующие скатыванию автомобиля. При остановке автомобиля на спуске дороги, имеющей бордюрный камень, надо направлять передние колеса автомобиля вправо, так чтобы правое переднее ко­лесо упиралось в бордюр, как показано на рисунке (а,б).

При остановке автомобиля на спуске или подъеме дороги, имеющей обочину на одном уровне с проезжей частью, надо направить передние колеса вправо. Если автомобиль начнет катиться, то съедет на обочину или в кювет, но не на проезжую часть, как показано на рисунке (в,г).

Во всех четырех случаях после остановки обязательно надо включить передачу и стояночный тормоз.

Парковка автомобилей на спусках и подъемах сложнее, труднее и требует больше места, чем на ровном участке; при наличии тротуара останавливайте автомобиль по возможности ближе к нему; при наличии обочины — как можно правее на обочине.