Проезд железнодорожных переездов
На вашем пути железнодорожный переезд. Казалось бы, не заметить его невозможно. Однако практика показывает, что на них часто случаются дорожно-транспортные происшествия с самыми тяжелыми последствиями. Здесь очень большое количество нарушений. Поэтому чаще всего ВЫ здесь увидите сотрудников ГИБДД. Почему? Потому что невнимательные, неопытные водители спешат быстрее проскочить, не знают правил проезда переезда, чрезмерно и без необходимости рискуют и, самое главное — закононепослушны и не соблюдают основных принципов безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах.

Железнодорожный переезд — это территория, образованная пересечением железнодорожных путей и дороги на одном уровне. Пересекать железнодорожные пути вне железнодорожных переездов запрещено. Переезды оборудуют для безопасного их проезда. Как правило, они имеют твердое покрытие между рельсами и перед въездом. Имеются два типа переездов: железнодорожный переезд без шлагбаума с сигнализацией или без нее и железнодорожный переезд со шлагбаумом, сигнализацией и дежурным по переезду. Перед переездом устанавливаются дорожные знаки и может быть разметка. Так, вне населенного пункта перед железнодорожным переездом без шлагбаума устанавливаются с двух сторон 24 знака, как показано на рисунке.

Рассмотрим правила проезда железнодорожного переезда без шлагбаума вне населенного пункта. Если вы увидели знак 1.2. «железнодорожный переезд без шлагбаума» и на одной опоре с ним знак 1.4.1. «приближение к железнодорожному переезду» с тремя красными полосами с наклоном в сторону дороги, начинайте снижать скорость. Знаки могут быть закрыты стоящими перед переездом транспортными средствами. Чтобы вы знали, что впереди переезд, дополнительно с левой стороны устанавливаются такие же знаки. В это время встречная полоса свободна. Три красные полосы указывают, что до переезда осталось не менее 150 м. Можно обогнать медленно идущее впереди транспортное средство. За знаком с двумя полосами, уста­новленным не менее чем в 100 м до переезда, обгон запрещен. Если перед переездом стоят транспортные средства, запрещается объезжать их. На железнодорожном пе­реезде действует принцип: кто первым приехал к переезду, тот имеет право первым его переехать. Поэтому вы должны занять свое место в колонне. До знака с двумя крас­ными полосами надо перестроиться в один ряд, если нет знаков или разметки, разрешающих переезжать переезд в несколько рядов.

За знаком с одной красной полосой, установленным на одной опоре со знаком 1.2., на расстоянии не менее 50 м до переезда стоянка транспортным средствам запрещена, а остановку делать можно. На самом переезде остановки, разворот, обгон, движение задним ходом запрещены. Если вы спешите и можете пересечь переезд в другом месте, то можете развернуться до переезда.

Знак 1.3.1. «однопутная железная дорога», и знак 1.3.2. «многопутная железная дорога» подсказывают вам, какой ширины переезд и какую дистанцию до впереди идущего автомобиля вам нужно держать. У знака 2.5. «движение без остановки запрещено» вы останавливаетесь, а если его нет за 10 м до ближайшей рельсы, ПДД не требуют останавливаться, если нет поезда. Однако нередко водителю невозможно без остановки обнаружить приближающийся поезд. Анализ ДТП подтверждает это. На поворотах, при наличии спусков и подъемов видимость и слышимость железнодорожных переездов ограничена и обнаружить приближающийся поезд можно, лишь остано­вившись. Необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда внимательным осмотром обеих сторон. А при наличии знака 1.3.2. нельзя выезжать сразу после прохождения поезда в одном направлении, пока поезд не удалится на достаточное расстояние, чтобы можно было увидеть приближающийся по другим путям поезд.

Перед въездом на железнодорожный переезд, чтобы избежать остановок на рельсах (так как это создает дополнительную опасность), вы должны включить пониженную передачу, соответствующую данной скорости. Если впереди едет другое транспортное средство, соблюдайте такую дистанцию, чтобы можно было переехать через рельсы без остановок, даже в случае если передний автомобиль остановится. Если такого отрезка свободного пути нет, то надо подождать с въездом на переезд, пока дистанция между вашими автомобилями не увеличится.

Особую внимательность и осмотрительность надо проявлять при переезде железнодорожных переездов в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, особенно в сильный туман, когда трудно увидеть свет приближающегося поезда. Любая предусмотрительность, например помощь другого лица, стоящего у переезда, не будет лишней и поможет вам безопасно проехать железнодорожный переезд.

В любом случае, если вы решились въехать на железнодорожный переезд, следует пересекать его под прямым углом и по возможности быстрее. Не пытайтесь перескочить рельсы под углом, вы можете потерять управление, особенно в условиях недостаточной видимости.

Рассмотрим теперь правила проезда железнодорожного переезда со шлагбаумом. Подъезд осуществляется так же, как и переезда без шлагбаума. Можно переезжать переезд, если звуковая и световая сигнализации не включены, шлагбаум открыт, дежурный по переезду не стоит к вам грудью или спиной. При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных факторов необходимо остановиться за 5 м до открытого или закрытого шлагбаума. Независимо от положения шлагбаума, звуковой или световой сиг­нализации, дежурный по переезду может разрешать движение через переезд или запрещать, встав на пути водителя с вытянутыми в стороны руками. Его распоряжения обязательны для всех участников дорожного движения. Недопустимо самостоятельно открывать или объезжать шлагбаум. Даже если шлагбаум открыт и звуковая и световая сигнализации не включены перед въездом на переезд, надо лично убедиться в отсутствии поезда, особенно когда видимость вдоль железнодорожных путей ограни­чена. Помните, что и самая современная техника может отказать.

При вынужденной остановке на переезде вы должны попытаться завести двигатель. Если вам это не удалось в течение 10 — 15 сек, то надо немедленно высадить пас­сажиров, включить аварийную сигнализацию и принять меры для того, чтобы убрать автомобиль с переезда. Если есть дежурный по переезду, сообщить ему. Чтобы убрать автомобиль с переезда, обратитесь за помощью к пассажирам, находящимся вблизи людям, к другим водителям и с их помощью постарайтесь вытолкнуть автомобиль вручную. Передача должна быть нейтральная, стояночный тормоз опущен.

Если нет помощников, автомобиль можно убрать с помощью стартера. Для этого надо включить первую передачу для движения вперед или заднюю для движения назад, куда ближе. Включаете зажигание и производите запуск двигателя стартером, не нажимая на педаль сцепления; не выключая его, попытайтесь проехать на включенном стартере несколько метров в безопасное место. Помните об этом способе движения, он вам еще пригодится, если надо проехать несколько метров, а двигатель не работает.

Если ваш автомобиль снабжен пусковой рукояткой, а стартер не работает, то можно включить первую передачу, зажигание не включаете, пусковую рукоятку вставляете в храповик коленчатого вала и, вращая рукоятку, можно проехать несколько метров. Убрать автомобиль с переезда можно с помощью буксировочного троса или вытолкнуть другим транспортным средством.

Если автомобиль не удалось убрать с переезда, то надо одного помощника послать в одну сторону, а другого в другую сторону на 1000 м, если их нет, то самому бежать в сторону худшей видимости и при появлении поезда необходимо подавать сигнал остановки поезда. Днем — круговые вращения красным флажком или ярким предметом в руке, а ночью — красным фонарем или факелом. Если вы сами остались на переезде, то нужно подавать сигнал бедствия, один длинный и три коротких гудка. Это в азбуке Морзе буква «Б» — беда.

При этом надо действовать быстро и принимать все меры, которые могут помочь убрать автомобиль с переезда. Нужно помнить: тормозной путь поезда на скорости 80 км/ч — 1000 м и поезд очень трудно остановить.