Приемы и техника экономичного управления автомобилем
Автомобильный транспорт требует почти 60% производимого в стране бензина и 35% дизельного топлива. Поэтому вопрос экономии топлива на автомобильном транспорте стоит остро. Не последнюю роль в современных условиях играет и дороговизна бензина. Его экономное расходование позволит улучшить материальное состояние владельца автомобиля.

Способов снижения расхода топлива много. Улучшение дорог, создание экономичных двигателей. Это проблема ученых и правительства. Большой эффект дает повышение культуры вождения, которая зависит от каждого водителя и организации дорожного движения, и в последнем вопросе водитель играет не последнюю роль.

По данным ряда исследований, опытные водители, проработавшие за рулем более 15 лет, расходуют топлива на 17% меньше, чем новичок. Прежде всего спокойной ездой. Если придерживаться в транспортном потоке общего ритма, если быстро не разгоняться и резко не тормозить, то топлива будет израсходовано намного меньше. Это необхо­димо усвоить начинающим водителям. Можно постоянно видеть, как иной водитель, пытаясь выиграть какие-то секунды, превращает езду в нервотрепку для себя и других водителей. Такой стиль вождения является одним из примеров водительской неграмотности.

Итак, наиболее экономичным является движение с постоянной скоростью, без лишних ускорений и замедлений. Чем рискованнее ездишь, тем дороже платишь за экс­плуатацию своего автомобиля. Старайтесь выдерживать экономичную скорость, обеспе­чивающую правильную работу двигателя и малый расход топлива. С увеличением скорости движения возрастают расходы топлива и масла. Малую скорость нельзя считать также экономичной, так как при ней увеличивается расход топлива и масла. Наиболее экономичными считаются условия работы двигателя при его максимальном крутящем моменте, что соответствует 2/3 максимальной скорости. Поэтому для большинства легковых автомобилей скорость 80 — 90 км/ч является наиболее экономичной.

Надо научиться правильно переключать передачи, чаще использовать силу инерции своего автомобиля, выбирать движение с максимальным крутящим моментом. Для раз­личных передач он различен. Переключайте передачи в нужный момент, чтобы как можно чаще двигаться на высших и, главным образом, на прямой передачах. Подъезжайте к предполагаемым пунктам остановки накатом с минимальным использованием тормозов.

Не допускайте избытка масла в топливе и не превышайте уровень масла в картере — это:

— увеличивает расход топлива и масла;

— уменьшает мощность двигателя;

— приводит к быстрому нагару;

— замасленные свечи работают неправильно или отказывают.

Не превышайте уровень топлива в баке и не держите его почти пустым. И в одном и в другом случае увеличивается его расход.

Избегайте ездить по неровным дорогам и в неблагоприятную погоду. Наименьшее количество топлива расходуется при движении автомобиля по горизонтальной дороге с твердым и сухим покрытием. Во время езды по дорогам с плохим покрытием возрастает сопротивление качению и вследствие этого повышается расход топлива (до 20%).

Не нагружайте без необходимости и никогда не перегружайте свой автомобиль. Основными эксплуатационными параметрами, характеризующими двигатель, являются максимальная скорость и допустимая грузоподъемность автомобиля. Допустимая грузоподъемность легкового автомобиля определяется числом перевозимых пассажиров и массой багажа. Если автомобиль везет груз больше его допустимой нагрузки, двигатель работает на полную мощность, в результате чего расход топлива возрастает до 25%.

Не следует возить в автомобиле ненужный багаж, даже пустой багажник, не снятый с автомобиля, приводит к увеличению расхода топлива до 5%.

Ухаживайте за своим автомобилем, чтобы он не был слишком «прожорливым», не допускайте подтекания топливопроводов, топливного бака, топливного насоса и кар­бюратора. Загрязнение системы питания, перегрев двигателя приводят к образованию так называемых паровоздушных пробок в топливопроводах. Периодически чистите карбюратор и топливный бак. Вы увидите в них столько грязи, что удивитесь, откуда она берется.

Неправильно отрегулированный карбюратор, превышение уровня топлива в поплавковой камере, неисправности топливных жиклеров приводят к увеличению расхода топлива до 30%.

Такие неисправности, как плохой пуск двигателя, нарушение регулировки в зазорах клапанов и фаз газораспределения приводят к перерасходу потребляемого двигателем топлива. Загрязнение воздушного фильтра, нагар на стенках камер сгорания и цилиндров образуют дополнительные трудности для нормальной работы двигателя. Увеличивается сопротивление движению из-за низкого давления воздуха в шинах. Нагрузка всего автомобиля идет на края шин, автомобиль не может развить максимальной скорости. Растет расход топлива.

Водитель должен всегда помнить: правильное управление способствует не только повышению безопасности, но и экономичному вождению.