Движение ночью
Движение ночью требует от водителя больших физических и моральных усилий, больше внимания и умения анализировать дорожную ситуацию.

Конечно, ночью лучше спать, а не ездить на автомобиле. Такой вывод напрашивается, если посмотреть на статистику, согласно которой в темное время опасность совершить наезд на пешехода увеличивается в 9 раз, на велосипедиста — примерно в 2,6 раза, на неподвижное препятствие — в 2 раза. Однако нет такого автомобилиста, которому не приходилось ездить ночью. Поэтому и вы, как новичок, готовьтесь к движению в ночных условиях.

Когда мы едем по дороге ночью с дальним светом фар, то видим вытянутый перед автомобилем длинный луч света, в котором возникают из темноты различные предметы. За пределами этой полосы длиной более 100 м и шириной около 15 м господствует полная темнота.

Все привычное и знакомое днем ночью выглядит совсем по-другому. Там, где при хорошем освещении видно множество деталей, теперь лишь темные силуэты. Днем наши глаза воспринимают обстановку с помощью расположенных на сетчатке глаз нервных окончаний, называемых колбочками, а ночью основную роль играют другие не­рвные окончания, называемые палочками. С их помощью можно различать только контуры предмета, цвет предмета ночью определить нельзя.

У водителя ночь делится на две части: сумерки, когда солнце село за горизонт и видимость дороги менее 300 м, и темное время суток, время от конца вечерних сумерек, когда видимость менее 50 м, и до начала утренних сумерек, когда видимость более 50 м.

Сумерки очень коварны. Человеческий глаз различает в сумерках предметы хуже, чем ночью, так как острота зрения уменьшается. Хорошим средством для восстановления зрения служит частый перевод взгляда вверх, на еще ясное небо.

Н очью хоть фары помогают видеть, а в сумерках свет фар очень плохо освещает дорогу. В это время ничто не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдитель­ности.

Движение в сумерках становится иногда настолько неприятным, что многие водители решают переждать этот период, используют его для отдыха. Особенно опасны для водителя утренние сумерки, если он ехал ночью. Именно в утренние сумерки чаще всего водители засыпают за рулем. Это еще один аргумент использовать сумерки для отдыха.

В вечерние часы в жаркие дни обычно увеличивается количество насекомых, разбивающихся о переднее стекло автомобиля. Поэтому надо остановиться и основательно очистить переднее стекло, так как без этого движение в темное время суток будет совсем небезопасным. Грязное, замаслившееся стекло можно сделать чистым, потерев его мякотью яблока или крошками табака. При движении по мокрой грязной дороге протирать переднее стекло и фары нужно каждые 30 мин.

Для того чтобы снять усталость и улучшить зрение, перед поездкой надо:

— не находиться долго в ярко освещенном помещении;
— не читать книги и не разглядывать мелкие предметы;

— не находиться под воздействием громкого шума или громкой музыки;

— не смотреть телевизионные передачи или после их просмотра обязательно отдохнуть;

— съесть несколько кусочков сахара с лимоном или драже витамина С;

— выпить чашку крепкого кофе;

— в жаркую погоду съесть мороженое;

— в дороге чаще останавливаться, выходить из автомобиля и сделать несколько физических упражнений в сочетании с обтиранием лица и шеи холодной водой;

— сделать 20 глубоких вдохов и выдохов в течение двух минут, также помогает преодолеть сонливость и усталость.

При движении в темное время суток область видимости обстановки на неосвещенных участках дорог ограничивается зоной, освещаемой светом ваших фар. Хорошо отре­гулированные фары при ближнем свете освещают дорогу на расстоянии до 45 м, а при дальнем около 100 м. Поэтому:

— выбирайте такую скорость, при которой остановочный путь вашего автомобиля будет меньше этих расстояний.

— помните, с увеличением скорости расстояние хорошей видимости уменьшается: в дневное время на 6 м при увеличении скорости на каждые 15 км/ч, а при плохом освещении — еще больше.

Например, двигаясь ночью со скоростью 100 км/ч, вы будете видеть обстановку впереди на расстоянии на 25 м меньше, чем на скорости 30 км/ч.

Какую скорость можно рекомендовать с ближним светом фар? Для этого приведем приблизительный расчет. Видимость обстановки в свете фар равна 45 м. Вносим поправку на снижение хорошей видимости на скорости 45 км на 15 м меньше. Будем считать, что при скорости 50 км/ч расстояние отчетливой видимости будет составлять 20 м, а остановочный путь на этой скорости равен 28 м. Таким образом, скорость 50 км/ч позволит вам остановить автомобиль в случае неожиданного появления помехи. Но это на сухом покрытии дороги, а на скользкой дороге снижать скорость надо еще больше.

  Если вы едете с дальним светом фар, то, исходя из тех же рассуждений, на сухой дороге вам рекомендуется не превышать 90 км/ч. На рисунке показаны зоны видимости при ближнем и дальнем свете фар.

Человека в темной одежде можно увидеть только на расстоянии 25 м, в светлой — около 40 м. Это означает, что, двигаясь со скоростью более 40 км/ч, вы не сможете избежать наезда на пешехода, одетого в темную одежду, как бы умело вы ни тормозили. Поэтому на участках дорог, где большая вероятность появления пешеходов, скорость движения не должна превышать 40 км/ч.

Около 15% всех ночных происшествий связано с ослеплением. Водитель, ослепленный дальним светом фар, начинает различать обстановку только через 7—8 сек, а неко­торые люди могут хорошо видеть после ослепления только через 30–40 сек. Все это время водитель едет вслепую. Поэтому если вас ослепили, то включите аварийную сигнализацию и, не изменяя направления движения, остановитесь и не начинайте движение, пока зрение полностью не восстановится. При этом все время держите ногу на педали тормоза. Включенные сигналы стопов больше обезопасят ваш автомобиль.

Для того чтобы избежать ослепления, надо:

— переходить на ближний свет не позже чем за 150 м до встречного транспорта;

— переходить также на ближний свет и снижать скорость, если встречное транспортное средство переключением света фар предупредило об ослеплении его вашим дальним светом на расстоянии более 150 м;

— перед тем как перейти на ближний свет, заглянуть как можно дальше вперед и оценить обстановку (нет ли стоящих автомобилей, пешеходов, дефектов дорог, ремон­тируемых участков дорог);

— не смотреть на фары встречного автомобиля, смотреть как можно правее. А боковым зрением следить за встречным транспортом;

— не заниматься воспитательной работой на дороге, если встречное транспортное средство не переключается
на ближний свет. Проверьте, может вы сами не переключились на ближний, а ругаете его; попробуйте переключением фар с дальнего на ближний свет напомнить ему, что надо переключаться на ближний; иногда помогает заставить его переключиться на ближний свет кратковременное переключение ближнего света на габариты; ну а если он и этого не понимает, все же не включайте дальний, так как вы ослепите его и потом вам будет трудно доказывать, кто был прав, а кто не прав. Не надо смотреть на фары встречного транспорта, и это вам больше поможет.

При встречном разъезде старайтесь держаться ближе к правому краю дороги, выдерживая как можно больше боковой интервал до встречного транспорта. Разъезд никогда не бывает полностью безопасным и всегда скрывает определенный риск. В блеске света его фар постарайтесь заметить впереди препятствия в виде силуэтов. Сильный свет фар встречного автомобиля как бы притягивает вас к встречному автомобилю, и у вас даже может возникнуть желание повернуть в сторону встречного автомобиля, не забывайте об этом. В непосредственной близости перед встречей автомобилей оба водителя подвергаются меньшему или большему ослеплению, которое всегда опасно. После проезда водители полностью утрачивают видимость дороги и последующие 10 — 20 м они преодолевают вслепую. Переключать фары с ближнего на дальний свет можно только тогда, когда автомобили поровнялись. Включение дальнего света перед встречей вызывает всегда ослепление и поэтому квалифицируется как хули­ганство.

  Приближаясь к подъему или спуску дороги, переключайте на ближний свет до того, как лучи фар встречного и вашего автомобиля встретятся. Подъезжая к повороту по внешней стороне, сморите на правую сторону дороги, стараясь избежать ослепления фарами встречного автомобиля. А если вы едете по внутренней стороне, не забудьте переключить дальний свет на ближний первым.

Опережая или обгоняя попутный транспорт, не ослепляйте его водителя дальним светом через зеркала заднего и бокового вида. Переключайтесь на ближний свет, как только попутный транспорт окажется в зоне, освещаемой вашими фарами. Когда обгоняют вас, также не забудьте переключиться на ближний свет. Ваши действия показаны на следующем рисунке.

Способность безошибочного распознавания неосвещенных препятствий на ночной дороге или даже предчувствие их присутствия зависит от вашего зрения и опыта, в зависимости от этого и выбирайте скорость своего движения.

Некоторые водители предпочитают ночные поездки: в это время дорога свободней, прохладно и автомобиль себя ведет более надежно и уверенно. При движении по ноч­ной дороге постарайтесь ехать за крупногабаритным лидером, особенно междугородным автобусом. У них обычно хорошее освещение и вам все видно впереди. Встречные транспортные средства вас не ослепляют, так как вы их не видите и они заблаговременно переключаются на ближний свет. Только в этом случае вам надо ехать на ближнем свете фар, чтобы не ослеплять лидера.

Нагрузка на заднюю часть автомобиля (загруженный багажник) может привести к изменению положения фар и ослеплению других участников движения. Некоторые мо­дели автомобиля оборудованы корректорами наклона фар, помогающими из кабины вернуть пучок света в исходное положение.