Управление автомобилем во время снегопада и на дорогах, покрытых снегом
Управление автомобилем во время снегопада и на дорогах, покрытых снегом, требует не только опыта, но и знаний по вопросам безопасности.

Если слой снега тонок и уплотнен, то препятствий для движения нет, при условии что вы знаете, что коэффициент сцепления с дорогой намного ниже, чем на сухой и даже на мокрой дороге. Если же снег лежит толстым слоем, то следует предусмотреть возможность буксования автомобиля и его застревания. Особенно трудно ехать, когда в снегу образовались глубокие колеи. В этих условиях надо двигаться медленно, потому что колеи не бывают ровными и прямыми, а выскакивание из колеи на большой скорости приводит к потере управляемости автомобилем. Сугробы длиной в несколько метров следует преодолевать с разгона. А большие занесенные участки дороги необходимо предварительно обследовать, пройдя по ним пешком, потому что они угрожают застреванием. Если видите, что не смогли с первого раза преодолеть большой сугроб, то не допускайте полного застревания. Надо остановиться и возвратиться назад по старому следу, уплотняя, таким образом, колею, затем вновь разогнать автомобиль вперед, пытаться преодолеть оставшийся участок заноса. Очевидно, такой прием имеет шансы на успех только тогда, когда длина занесенного участка позволяет это сделать. Если ехавший впереди вас автомобиль застрял в сугробе, никогда не пытайтесь без остановки проехать. Надо остановиться, выйти из автомобиля, ознакомиться с обстановкой и помочь коллеге выбраться из этого положения. Затем можно легко проехать по его следу.

Может случиться так, что ваш автомобиль увязает так сильно, что «садится» в снег нижней частью корпуса, а колеса могут даже повиснуть в воздухе. Не пытайтесь выбраться назад с помощью пробуксовки колес, она приводит к еще большому «закапыванию» ведущих колес в снег. Нужно откапывать автомобиль лопатой, выбрасы­вая снег из-под кузова, пока колеса не коснутся дороги. Затем нужно подкопать снег под передними и задними колесами. Только после этого можно пытаться медленно двинуться назад.

Очень хорошие результаты при выезде из сугробов дают такие действия:

— подкладывание под колеса песка, гравия, камней, досок и даже ковриков, взятых из вашего автомобиля;

— выравнивание передних колес. Если колеса стоят прямо, они оказывают малое сопротивление движению, если повернуты вбок, то делают выезд невозможным;

— правильное нажатие на педаль «газа» и педаль сцепления. Надо слабо нажимать на педаль газа, давать малые обороты, а сцепление включать плавно, слегка придерживая в конце.

Сила тяги должна быть меньше, чем сила сцепления с дорогой. А на заснеженной дороге сцепление с дорогой маленькое;

— «раскачивание» автомобиля взад и вперед, так как колеса на длине 10 — 20 см утрамбуют колею, что позволит набрать необходимую для выезда скорость;

— подталкивание застрявшего автомобиля другим лицом, делать это надо осторожно и не сбоку на колее, а посередине корпуса автомобиля, из-под колес вылетает не только снег, грязь, но и камни, которые вы только
подложили;

— трогание с места на второй передаче, тогда сила тяги меньше и тронуться с места легче;

— когда самостоятельный выезд застрявшего автомобиля из-за пробуксовки колес уже невозможен, помогает способ «движение от рукоятки».

Для этого надо:

— остановить двигатель, выключить зажигание;

— включить первую передачу или заднюю;

— выйти из автомобиля;

— взять пусковую рукоятку и вставить в храповик коленчатого вала;

— вращать коленчатый вал двигателя;

— автомобиль очень медленно будет двигаться вперед или назад.

Такой способ дает в большинстве случаев удовлетворительные результаты, но для переднеприводных автомобилей он не годится.

Движение по снегу не создаст вам особых трудностей в управлении автомобилем, при условии что вы:

— увеличите дистанцию до автомобиля впереди;

— постоянно оцениваете ситуацию впереди и готовы к неожиданностям;

— вы останавливаетесь на увеличенной дистанции, если впереди идущий автомобиль остановился;

— периодически проверяете эффективность тормозов. Снег может попасть в тормозной механизм и их эффективность ослабнет;

— будете очищать переднее, задние стекла и световые приборы. Стеклоочистители и обогрев могут не справиться с большим количеством снега и остаются неочищенные места;

— продумаете заранее план преодоления сугробов и заносов. Нельзя действовать наспех, легкомысленные попытки выбраться приведут только к ухудшению положения;

— заранее будете переходить на пониженную передачу;

— до поворотов снижаете скорость;

— поворачиваете плавно рулевое колесо, избегаете резких движений;

— тормозите чаще двигателем, а не рабочим тормозом.
В районах с долгой зимой рекомендуется дополнительно оборудовать автомобиль:

— цепями противоскольжения; имейте в запасе колеса с надетыми на них цепями или шипованные и ставьте их на автомобиль при необходимости; следует поставить хотя бы на ведущие колеса специальные шины с протектором, имеющим хорошую сцепляемость со снежным покровом. Это ничем не угрожает автомобилю при движении по сухой дороге, только создает повышенный шум; давление в шинах держите нормальным;

— лопатой, она вам поможет выбраться из снежного сугроба;

— песком, хотя бы в гараже или рядом. Зимой труднее бывает выехать из гаража или мест стоянок;

— старыми мешками, которые надо возить в багажнике.
Снег закрывает дорожную разметку, а может закрывать знаки и светофоры, поэтому будьте осторожны во время движения.

Управление автомобилем в гололед во время встречных разъездов, обгоне, разгоне и особенно торможении вызывает большие трудности. И выполнение этих маневров требует не только теоретических знаний, но и практических специальных тренировок.

Обледенение может быть сплошным на большой протяженности дороги или на небольших участках. Обычно границами гололеда бывает опушка леса, придорожные постройки, поэтому в этих местах следует ожидать изменения состояния поверхности дороги. Даже при положительной температуре может образоваться ледок на мостах, во впадинах и низинах, на дамбах и других продуваемых участках. Беда усугубляется тем, что гололед застает многих врасплох: ведь только что было хорошее сцепление. Осо­бенно коварен первый гололед, в ноябре — декабре количество ДТП значительно увеличиваются по сравнению с другими месяцами года. По данным статистики, более 60% ДТП связаны с потерей управляемости. Причина в том, что многие водители не успевают перестроить стиль вождения после лета, а многие просто не представляют особенностей управления на скользкой дороге. Когда шины попадают на гололед, их сцепление с дорогой сразу падает в 4–5 раз, во время дождя и снегопада только в 2–3 раза и постепенно. Во сколько раз снижается сцепление с дорогой, во столько раз увеличивается тормозной путь.

Лед бывает разный. Самый скользкий — при температуре около 0°С. При температуре ниже -20°С он уже не такой скользкий, так как на нем нет воды. При подозрении на гололед нужно снизить скорость автомобиля до 10 км/час и слегка притормозить: если почувствуете занос,

то подозрение ваше подтверждается; если заноса не произошло, то гололеда нет. Опытные водители знают: если автомобиль под ними «играет», значит, дорога покрыта льдом.

Перед троганием с места на скользкой дороге надо:

— выровнять передние колеса;

— включить первую, а лучше вторую передачу;

— плавно нажимать на педаль газа, добиваясь малых устойчивых оборотов;

— плавно отпускать педаль сцепления, придерживая ее в конце;

— трогаться медленно;

— если колеса стали буксовать, не газовать: колеса еще глубже будут зарываться в лед, за счет сил трения лед будет растапливаться, сцепление с дорогой будет еще меньше, и колеса будут сильней буксовать. Только после длительного газования, когда весь лед под колесом растает и колесо коснется земли или асфальта, автомобиль тронется с места. Это издевательство над автомобилем. Часто достаточно только толкнуть автомобиль или движением вперед — назад раскачать, чтобы он тронулся с места.

Если вы попали на гололед, главное не теряйтесь, а помните основные правила для обеспечения безопасного движения в этих условиях:

— будьте внимательны и сосредоточены на правильном управлении автомобилем;

— забудьте про педали сцепления, тормоза и нейтральную передачу;

— очень плавно сбрасывайте газ. тормозите двигателем;

— переходите на пониженную передачу с глубокой перегазовкой, и очень плавно отпуская педаль сцепления, придерживайте ее в конце;

— ехать надо как можно медленнее, с постоянной скоростью, она должна быть такой, чтобы вы не теряли чувство управления автомобилем: он вас должен слушаться;

— рассчитывайте свое движение, смотрите как можно дальше;

— увеличивайте дистанцию от впереди идущего автомобиля, во сколько раз увеличился тормозной путь, во столько раз надо увеличивать и дистанцию;

— увеличивайте интервал как с попутно идущими транспортными средствами, так и со встречными;

— не вращайте рулевым колесом резко, от резкого вращения автомобиль может занести. Вы хотели изменить направление движения и резко повернули, рулевое колесо, а автомобиль продолжает прямолинейное поступательное скольжение прямо, хотя колеса и повернуты. Это физика — закон сохранения инерции.

Рассмотрим более подробно правила торможения в гололед. Что делать, если нужно экстренно затормозить на гололеде?

Для экстренной остановки на скользкой дороге рекомендуется отработать на безопасной площадке три приема торможения: тормоз с газом, прерывистое и ступенчатое торможение.

Вы поздно заметили препятствие, надо тормозить, а под колесами гололед. Имейте ввиду, что резкое торможение приведет к юзу, а опыт управления автомобилем малень­кий. Самый простой, но верный способ: одновременно левой ногой нажимайте на педаль тормоза, а правой на педаль газа. Нажатие производите плавное, но решительное. Тогда подводимый за счет двигателя крутящий момент будет препятствовать блокировке колес, а значит, юзу, а тормозной путь будет меньше, чем при юзе. При таких действиях двигатель может заглохнуть, тогда ослабьте усилие на пе­даль тормоза, а если ваш автомобиль имеет усилитель тормозов, то не снижайте давление на педаль тормоза и продолжайте управлять автомобилем, если он продолжает движение.

Если у вас есть опыт и нервы крепкие, то используйте прерывистый метод торможения, который мы рассматривали раньше. Нажимайте на педаль тормоза; как почувствуете, что начался юз колес, усилием воли заставьте себя отпустить на мгновение педаль тормоза, затем снова нажмите, но слабее. И так продолжаете нажимать и отпускать педаль тормоза до полной остановки, каждый раз ослабляя нажатие. Этим приемом вы не даете колесам постоянно скользить, поэтому тормозной путь будет еще меньше.

Опытные водители используют самый эффективный способ торможения — ступенчатый. Мы также его рассматривали, им можно пользоваться в любых условиях, когда вам надо быстро остановить автомобиль. Нажимаете на педаль тормоза плавно, но решительно, чуть отпустили (не полностью, как в прерывистом). Нога все время на педали, готовая ослабить давление, если возникла блокировка, затем снова увеличить усилие на педаль. Это очень тонкая работа. Она доступна только после тренировки на безопасной площадке. Сравним тормозные пути на гололеде при скорости 60 км/ч различными способами торможения.

Статистика говорит: в 70 из каждых 100 наездов на пешеходов до остановки автомобиля не хватает всего 1 м. Рассмотрим возможные варианты управления автомобилем в гололед на повороте, на подъеме и спуске. На повороте на автомобиль действует центробежная сила. Она прямо пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота, т. е. тем больше, чем больше скорость и круче поворот. Поэтому перед скользким поворотом надо:

— заблаговременно максимально снизить скорость до поворота;

— траекторию движения по возможности спрямить, двигаясь, как показано на рисунке

— на повороте слегка нажать на педаль «газа», что повысит устойчивость автомобиля, но здесь опасен занос, будьте готовы к этому;

— плавно вращать рулевое колесо.

Действия водителя для преодоления подъема, покрытого гололедом, следующие:

— плавно разгоняете свое транспортное средство перед подъемом;

— заблаговременно выбираете необходимую передачу и скорость, чтобы их не менять на самом подъеме;

— стараетесь не прибавлять газа, обращаетесь с ним аккуратно, иначе начнется буксование и даже сползание назад;

— не получилось с первого раза преодолеть подъем, не волнуйтесь, такое бывает со многими. Если дорога свободная, лучше, аккуратно притормаживая, спуститься вниз и пытаться снова подняться на подъем, учтя ошибки первого раза;

— не получилось со второго раза, пытайтесь с третьего. Если дорога свободная, аккуратно спускайтесь вниз, разворачивайтесь и пытайтесь преодолеть подъем задним ходом. Особенно это необходимо делать на переднеприводных автомобилях;

— дорога не свободная, попытки не позволили преодолеть подъем, осторожно двигаясь задним ходом, прижимайтесь к обочине, остановите автомобиль, надежно затормозив его и подложив упор под любое удобное для вас колесо. Дайте «отдохнуть» двигателю, а сами подумайте,
как лучше преодолеть этот подъем или вообще отказаться от его преодоления, используя дальнюю, но надежную дорогу. Ну а если надо преодолевать, то сделайте колею из песка, цемента, припасенных вами заранее. Дорожная служба также предусматривает преодоление трудных зимних дорог и заготавливает песок и гравий в местах, где он обычно нужен.

На обледенелых спусках тормозите двигателем, включив вторую передачу еще на вершине. Если нажать на тормоз, то автомобиль будет двигаться юзом, как на санках. Не вращайте рулевым колесом резко.

При движении по дороге, покрытой снегом или льдом, никаких резких движений рулевым колесом, педалями газа, тормоза и сцепления делать нельзя, тормозить надо двигателем, исключите использование нейтральной передачи. Для того чтобы не бояться юза и заноса, знайте их причины и научитесь управлять автомобилем в заносе. Водителя нельзя считать опытным, если он не научился выходить из юза и заноса.

Причина юза: сцепление с дорогой на скользкой дороге очень маленькое. Тормозные силы не должны превышать силы сцепления. Даже несильное нажатие на педаль тор­моза на скользкой дороге приводит к блокировке колес и юзу автомобиля.

Причина заноса: блокирование всех четырех колес одновременно не происходит из-за разного времени срабатывания каждого рабочего тормозного цилиндра, состояния тормозной системы, состояния шин, резкой подачи газа, резкого вращения рулевого колеса, разного сцепления с дорогой левого и правого колеса автомобиля. Например, на одной оси левое колесо заблокировалось, не вращается, а правое колесо, из-за указанных выше причин, продолжает вращение, и происходит вращение автомобиля вокруг заблокированного колеса. Исследования показали, что разница тормозных моментов левых и правых колес достигает 25 — 30%. Этого вполне достаточно, чтобы автомобиль начало крутить. А если на пути перемещающегося по кругу колеса появится какое-либо препятствие (вмерзший камень, палка, замерзшая колея и даже просто кусок льда), то автомобиль может перевернуться.

В первую очередь следует научиться владеть автомобилем при скольжении в прямом направлении — юзом. Для этого вы должны выехать на свободную площадку 50x200 м со скользкой поверхностью, лучше всего с гладким асфальтобетонным покрытием, политым водой. При движении по прямой резко затормозите, применив экстренное торможение. При этом колеса автомобиля не будут вращаться, как говорят, заблокируются, а автомобиль продвинется вперед на несколько метров. После этого выйдите из автомобиля и осмотрите след, оставленный автомобилем при торможении. Вы увидите на поверхности дороги сухие полосы, появившиеся в результате скольжения колес. Длина этих полос зависит от типа покрытия дороги, эффективности действия тормозов и состояния протекторов шин.

После этого следует повторить данный маневр, с «чутьем», присущим хорошему водителю, чтобы колеса не блокировались. Тренировку продолжайте до тех пор, пока не убедитесь, что полос на мокрой дороге за автомобилем нет.

Это упражнение надо выполнять сразу после тренировки различных способов торможения на дороге с сухим покрытием, которое мы рассмотрели раньше. Выполняя теперь данное упражнение, вы определяете, какой из этих четырех способов торможения на скользкой дороге дает наиболее эффективный результат.

Далее на этой площадке вы учитесь выполнять повороты на скользкой поверхности. Резко и сильно затормозив автомобиль на повороте, вы убеждаетесь, что заблокиро­ванные колеса перестают направлять автомобиль по кривой и движутся прямо. Вы практически выбираете такую траекторию движения и способ торможения, чтобы движение автомобиля оставалось управляемым.

При выполнении этих упражнений вы должны убедиться, что протяженность зоны скольжения автомобиля юзом зависит не только от величины коэффициента сцепления шин с дорогой, но также и от величины развиваемой вами скорости. При большой скорости движения протяженность прямого скольжения — юза может составлять более 100 м.

Поэтому помните: чем меньше скорость, тем меньше юз! Далее практически следует изучить боковое скольжение, которому подвергаются прежде всего задние колеса автомобиля; такое скольжение водители называют заносом.

При торможении центр тяжести автомобиля перемещается вперед, и чем резче торможение, тем больше нагрузка на передние колеса и меньше — на задние. Сцепление с дорогой задних колес меньше. Следовательно, вероятность блокировки задних колес больше и занос задней оси чаще.

Хорошо запомните четыре основных правила при заносах.

1. Никогда не тормозите.

Это не поможет, а лишь усугубит занос. Очень трудно это не делать. Неведомая сила и желание остановиться неудержимо тянут вашу ногу к тормозу. Не делайте этого.

2. Не нажимайте на педаль сцепления. Это практически вам ничего не дает.

3. Не отпускайте педаль газа резко.

Это торможение и усугубляет занос. Но если плавно чуть-чуть увеличить газ, можно уменьшить занос на зад-неприводном автомобиле. Если занос сильный, полностью отпустите педаль газа.

4. Поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса. Если заднюю часть автомобиля заносит влево, поверните рулевое колесо влево. Если задняя часть автомобиля соскользнула вправо, поверните рулевое колесо в ту же сторону. Это нужно довести до автоматизма, выполнять без рывков, но быстро. Руки крутят рулевое колесо на боковом секторе. Причем поворот колес следует осуществлять тем сильнее, чем больше занос автомобиля. Это единственный способ овладеть автомобилем при боковом заносе.

Перед тренировкой на заднеприводном автомобиле внимательно изучите рисунок.

Усвоив эти правила, можно переходить к тренировке на скользкой площадке. Начинать тренировку нужно с умения вызвать занос, а вызвать его легко. Для этого разгоните автомобиль до третьей передачи, но не более 30 км/ч, резко, но немного поверните рулевое колесо в любую сторону и одновременно резко нажмите на педаль тормоза или сильно нажмите на педаль газа (пробуйте оба способа).

При этом автомобиль начнет скользить на сблокированных колесах, а задняя часть его начнет вращение. Данный маневр необходимо выполнить несколько раз, чтобы вы могли освоиться с ним. Однако при этом не рекомендуется увеличивать скорость движения более 30 км/ч и площадка должна быть ровной, без выбоин и бугров.

Затем переходите к тренировке вывода автомобиля из заноса, действуя органами управления, как указано на рисунке.

Обратите внимание: передние колеса всегда должны «смотреть» строго в направлении движения. К этому вы должны стремиться. Лишний поворот рулевого колеса в панике может не стабилизировать вращение, а еще больше увеличить отклонение задней части автомобиля. Поэтому вращайте рулевое колесо быстро, но на определенный угол. Во время тренировки вы это должны почувствовать. Начинать вращение рулевого колеса в другую сторону надо несколько раньше, чем занос задней части автомобиля прекратился. При этом обороты двигателя старайтесь держать таким образом, чтобы ведущие колеса катились без проскальзывания.

Особенности управления переднеприводным автомобилем во время ликвидации заноса и при прохождении поворотов на скользкой дороге:

— тяговое усилие приходится на передние колеса и при движении по прямой дороге этот автомобиль значительно реже подвержен заносу;

— потеря сцепления колес с дорогой происходит на поворотах;

— снижайте скорость до поворота;

— на повороте двигайтесь с постоянной скоростью или с небольшим ускорением;

— если задние колеса потеряли сцепление, увеличивайте подачу топлива, этого бывает достаточно, чтобы стабилизировать автомобиль;

— не резко, аккуратно поворачивайте рулевое колесо

в сторону заноса;

— на большой скорости или при резком увеличении
подачи газа на повороте ведущие передние колеса могут
потерять сцепление с дорогой и начнется снос автомобиля,
в этом случае не вращайте рулевое колесо, колеса неуправляемы; уменьшайте подачу топлива. Это позволит восстановить сцепление ведущих колес с дорогой и автомобиль станет управляемым.

При движении по скользкой дороге:

— лучше предотвратить занос, чем пытаться выйти из него; учитывайте дорожные условия и оставляйте время для реакции; покачивайте рулевое колесо из стороны в сторону с частотой до двух раз в секунду. Это позволит вам находиться в состоянии постоянной готовности к действиям по ликвидации заноса;

— никакая теория не заменит практику. Освойте технику безопасного вождения на скользкой площадке. Даже одно-два занятия с опытным инструктором позволят вам уверенно себя чувствовать на дороге в любых ситуациях.

Быстрая и полная ликвидация заноса зависит от вашей опытности, способности и умения взять свою волю в кулак. Упражняясь в выполнении данного маневра, вы смо­жете не только овладеть заносом, но и безошибочно определить, может ли занос произойти на данной дороге и в данных условиях. Вы научитесь приспосабливать скорость движения своего автомобиля к условиям движения, особенно на поворотах.