Управление автомобилем во время дождя
Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.

Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из вы­хлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается. Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий коэффициенту сухого покрытия.

Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя:

После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Опять надо быть осторожным до высыхания дороги. Грязь превращается в пыль, и коэффициент сцепления восстанавливается.

При движении на большой скорости по мокрой дороге у легковых автомобилей наблюдается между шинами и дорогой образование водяного клина— гидроскольжение, или так называемое аквапланирование. При движении по мокрой дороге с малой скоростью колеса вгоняют влагу в пазы рисунка протектора шины и выдавливают ее через шероховатости покрытия дороги, шины касаются более сухой поверхности дороги. Если вы едете за автомобилем во время дождя, то видите сразу за автомобилем сухой след от колес. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колеса не успевают выдавливать влагу, и тогда под ними остается вода, колеса всплывают над поверхностью дороги. Признаком появления во­дяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом. Малая глубина рисунка протектора, менее 1,6 мм у легкового автомобиля, низкое давление воз­духа в шинах и гладкое дорожное покрытие асфальтированной дороги способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выдавить воду из-под себя. Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. В этой ситуации следует применять торможение двигателем, то есть плавно уменьшить нажатие на педаль газа. При этом старайтесь не использовать рабочие тормоза, так как вода снижает их эффективность.

Если колеса с одной стороны автомобиля попадут в лужу, то автомобиль может занести, так как величина сцепления шин с дорогой с разных сторон будет неодинаковой.

Брызги грязной воды и жидкой грязи из-под колес встречных и обгоняющих транспортных средств могут мгновенно залить лобовое стекло, и какое-то время вы ничего впереди не увидите. Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения. Не вращайте рулевым колесом и плавно уменьшите нажатие на педаль газа. Через несколько секунд обзорность восстановится.

Учтите, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:

— обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;

— вода из-под колес вашего автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;

— вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;

— попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;

— под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;

— намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза;

Старайтесь объезжать участки дороги, скрытые под водой, а если надо преодолевать эти участки, то снижайте скорость, а после проезда просушите тормоза. Для этого левую ногу перенесите на педаль тормоза и несколько секунд двигайтесь со слегка нажатой педалью тормоза.

При движении во время дождя не приближайтесь к впереди идущему транспортному средству: грязь, отбрасываемая колесами его автомобиля, забрызгивает ваше стекло. Если вас обгоняет другой автомобиль, заранее включайте стеклоочиститель.

Дождь изменяет вид дорожного покрытия. Светлое и матовое в сухом состоянии асфальтобетонное покрытие становится темным и блестящим, причем заметить на такой дороге темное препятствие очень трудно. Движение в этих условиях, даже если нет никаких препятствий, утомительно. У водителя создается впечатление, что он устремляется в темную бездну, пересекаемую блестками дождевых капель, сверкающих в свете фар.

На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью. Ваша обязанность — настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль правильно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости, включить ближний свет фар или противотуманные фары, а также задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.